<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

За Христа пострадавшие

 

В воскресенье 10 февраля Церковь совершает память новомучеников и исповедников Российских. Мы предлагаем вашему вниманию подборку материалов о почитании новомучеников и значении их подвига для будущего России.

 

За Христа или против Христа

Когда шел процесс по делу священномученика митрополита Вениамина, был разыгран спектакль судебный. Там были и защитник, и обвинители, и свидетели, все, как подобает, как у Спасителя пред судом Синедриона. Потом было и последнее слово обвиняемого. Он встал и сказал очень кратко: «Я выслушал все ваши речи. Я понял: здесь все разделяется за Христа и против Христа... Я за Христа и готов принять любой ваш приговор». И принял мученический венец.

Прославляя подвиги новомучеников и исповедников Российских, их страдания, их труды, укрепляемые и напутствуемые их добротою и любовью, постараемся хоть в чем-то быть подобными им: в любви к ближнему, в терпении того, что нам приходится в жизни терпеть по Промыслу Божиему. Для святых — великие труды, подвиги, страдания и венцы. Для нас, грешных, слабых духом и телом, некие трудности. Но и они, как говорил преп. Серафим, «если ради Бога без ропота претерпеваются, вменяются человеку как страдания ради Христа». Потому что, как сказал новомученик митрополит Вениамин, все наши жизненные спектакли разыгрываются по одному сценарию: за Христа или против Христа. В каждом малом деле (великие дела не для нас) надо стараться поступать так, чтобы можно было с чистой совестью ответить, как митрополит Вениамин: «Я за Христа».

Протоиерей Валериан Кречетов

 

Восстановить связь времен

Почитание новомучеников нашей Церковью — это восстановление ниточки преемственности сдореволюционной Россией. Это — связь с вечностью в истории. Связь, которая была разорвана революцией. И что самое интересное: постперестроечная Россия отрекалась от советского наследия, но совершенно не с целью восстановления связи с той Россией, которую большевики порушили. В своем отрицании прошлого деятели «новой» России в 90-е годы не сильно отличались от большевиков в 1917 году. А между тем, воссоединиться с дореволюционной Россией важно, потому что на пустом месте никогда ничего не растет. И история началась не в 1917 году. История — непрерывна. И почитание новомучеников — это то, что связывает прошлое, настоящее и будущее. А это, в свою очередь — залог того, что Россия останется в истории мировой.

Уверена, каждый из новомучеников повторял за Христом: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». Их судьба — искупительная жертва. И Господь нас прощает и милует. Когда наступала нацистская Германия с языческой доктриной неравенства народов, наша страна попросила помощи... у своей же попранной истории! Вспомните: в двадцатых годах Александр Невский был объявлен врагом народа. И то, что в 1943 году люди гибли за Советскую Родину в танке, который назывался «Александр Невский», — это не парадокс. Это — Промысел.

Подвиг новомучеников — подвиг веры. И для меня их пример очень важен и просто по-человечески. В эпоху, когда все говорило: «соблазнись, подчинись, слукавь, отрекись» — они не отреклись. И только вера могла дать ту внутреннюю свободу от соблазнов, которая стала почвой подвига. Часто приходят мысли: «А смогла бы я так же? А вдруг не смогла бы?» Задумываешься о подвиге новомучеников — и молишься: «Господи, дай мне сил, как им однажды дал».

Наталия Нарочницкая, доктор исторических наук,
депутат Государственной Думы 2004-2007 гг.

 

Противоядие от равнодушия

В советское время людей заставляли отказываться от Бога, от России, отказываться от нормальных человеческих отношений — дружбы, любви, от отношения отцов и детей (вспомним Павлика Морозова) и так далее. И новомученики — это те, кто в условиях жесточайшего большевистского террора своей верой противостояли кошмару этой абсолютно преступной и сатанинской жизни. И не содрогнулись, не сломались. Они до последнего исповедовали свою веру и верность Богу и ближнему.

Но что это означает для нас сейчас? Может быть, это просто история, и о ней надо забыть? Не думаю. Вспомним, что в христианском храме Литургия всегда совершается на мощах святых. Почему? Потому что именно святые, прославленные Церковью, — это знамение того, что человек действительно может войти в полноту христианского совершенства. И сегодня важно знать, что страшное столетие, которое прошло над нашей страной, не сожрало и не поглотило всех. Были люди, которые выстояли. И христиане верят, что эти люди и сейчас живы — живы у Бога. А значит, они предстательствуют за нас перед Богом и — что очень важно — помогают нам жить по правде, а не по лжи. Ведь новомученики — это не просто страдальцы. Это герои! А равнение на героя, на того, кто подает пример, всегда идет на пользу обществу. Поэтому почитание новомучеников в обществе необходимо.

Но такого почитания нет! И это очень серьезная проблема. Ведь люди в Церкви чествуют своих святых — мы почитаем Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Сергия Радонежского. А вот новомучеников практически не знаем. В каждом храме есть иконы новомучеников, но записок подается очень мало, молебны практически не заказываются... Иными словами, ясно, что для большинства русских православных людей в России факт новомученичества — факт противления злу любовью и верой — так и не стал частью жизни.

Почему так происходит? Мне кажется, потому, что наше общество не хочет знать своего прошлого. Не в академическом плане, а в человеческом. Ведь это прошлое его обличает — в том, что люди были не на стороне новомучеников. Окружающие чаще всего бывали просто равнодушны, а в иных случаях даже заодно с мучителями. Ведь в те годы, когда совершался массовый террор против самых обыкновенных людей и против Церкви, каждый член партии автоматически оказывался на стороне тех, кто в этом терроре принимал участие. И это совершенно очевидно! Потому что партия в своих программных заявлениях ставила целью истребление религии. А те, кто пытались этому противостоять, — погибли или не оставили детей, будучи поставлены в ситуацию, когда невозможно было создать семью. Поэтому наше общество и изменилось. Ведь посмотрите просто на то, насколько хорошо мы знаем места массовых репрессий. Вот скажем, Бутовский полигон: его почитает Церковь, на нем воздвигнут храм, каждую третью субботу после Пасхи Патриарх совершает здесь молебен двумстам новомученикам и панихиду по погибшим на этом месте людям. А этих людей только по официальным сведениям двадцать тысяч, но известно, что их там более пятидесяти тысяч. Однако в обществе о Бутовском полигоне никто не знает. Я рассказываю об этом студентам и понимаю, что они никогда не слышали, что это такое. А ведь это — не тайна. Но такая ситуация — яркое свидетельство того, что у людей избирательное сознание: то есть они не хотят об этом знать. При этом любой еврейский мальчик с пятилетнего возраста знает, что такое Освенцим. Потому что там погибли — нет, даже не его родственники — просто люди его племени, тысячи и тысячи евреев. А у нас уничтожались тысячи и тысячи русских, и не только русских, но людей всех народов России — и наше общество об этом не хочет знать. О чем это говорит? Только об одном: наше общество переносит тяжелейшую болезнь — болезнь равнодушия. Из-за соучастия во зле. Ведь именно сопричастность злу делает сердце равнодушным. У такого народа нет и не может быть будущего. И новомученики — это та сила, которая может исцелить духовную болезнь. Это, если угодно, противоядие нашему равнодушию, нашей теплохладности и окаменелости сердца. И вот когда наше сердце пробудится к страданию тех, кто были нашими отцами и дедами, тогда у России может быть возрождение.

Андрей Зубов, профессор МГИМО

 

Без почитания новомучеников нет будущего

Никакой народ не может нормально жить и развиваться без исторической памяти. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16), — заповедал человеку Бог. Не почитая родителей, нельзя надеяться на благополучие и долголетие. Точно так же народ, не почитающий своих предков, в особенности своих святых праведников, не может иметь будущего. Почитание новомучеников и исповедников XX века — это наш сыновний долг. Мы приходим в ужас, когда в среде молодого поколения встречаем забвение героев Великой Отечественной войны или пренебрежение теми, благодаря подвигу которых наша страна сохранила самостоятельность. Их кровью куплена наша свобода. Точно так же кровью мучеников, их страданиями одержана победа над воинствующим атеизмом, столько лет губившим душу нашего народа, нескольким поколениям принесшим нравственное уродство, горькие плоды которого у всех на глазах.

Мученики отдали свою жизнь за веру Христову, за правду, за христианскую любовь и милосердие. Почитая их память, мы можем обрести духовное преемство с ними. Полюбив их, обретем их веру, дух и силу. Отказываясь от них, забывая их, мы отказываемся от всего самого светлого, самого высокого и прекрасного в истории нашего народа. На что же тогда надеяться? Какое может у нас быть будущее?

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного
Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, г. Москва

 

Кто такие новомученики?

Новомучениками Российскими именуются святые, принявшие мученическую кончину за Христа после Октябрьской революции 1917 года. Исповедники — это святые, претерпевшие гонения и мучения за веру, но скончавшиеся на свободе мирной, ненасильственной смертью.

По-гречески мученики называются свидетелями. Своей смертью за Христа они засвидетельствовали, что Бог есть.

По разным оценкам, за годы советской власти за веру во Христа пострадали от полумиллиона до одного миллиона человек. Особенно жестокими были гонения первых двадцати лет. Пик гонений пришелся на 1937-1938 годы, когда только священнослужителей было расстреляно более 125 тысяч человек.

Мученики и исповедники прославляются на основании так называемых мученических актов. В древности их составляли летописцы. Сегодня это — следственные дела, хранящиеся в архивах ФСБ.

На Юбилейном архиерейском соборе 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры. Собор новомучеников постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения житий новых мучеников. К настоящему времени в Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно канонизировано около двух тысяч человек. Чтобы оценить масштаб этой величины, нужно иметь в виду, что число святых, прославленных Русской Церковью до революции, не превышало 450, а общее число известных по именам христианских святых всего мiра не превышает трех тысяч!

Празднование Собору новомучеников и исповедников Российских установлено 7 февраля по новому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после него.

 

По материалам журнала «Фома» www.foma.ru

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>