<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти священномучеников Василия (Соколова), Христофора (Надеждина), Александра (Заозерского),
преподобномученика Макария (Телегина),
мученика Сергия (Тихомирова) (1922)

 

Весной 1922 года началось новое гонение на Православную Церковь, которое по замыслу властей ради устрашения духовенства и паствы должно было окончиться казнями. Поводом должно было послужить изъятие церковных ценностей, а те, кто менее всего имел отношение к сопротивлению изъятию, должны быть расстреляны, ибо ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных...

 

Протоиерей Христофор Надеждин родился 21 февраля 1869 года в семье священника. Окончил Зарайское Духовное училище, Рязанскую Духовную Семинарию, а в 1897 году — Московскую Духовную Академию. Служил в Москве с 1901 года. В 20-х числах марта 1922 года батюшка был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей». Он не признал себя виновным и отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона.

 

Протоиерей Александр Заозерский, родился 20 июля 1879 года в семье священника. Окончил Заиконоспасское Духовное училище, Московскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию. 8 апреля 1922 года отец Александр был арестован по тому же делу «об изъятии церковных ценностей». На допросе батюшка виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во В.Ц.И.К., подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде он держался мужественно и с достоинством. Судьям не удалось соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других. Батюшка был признан идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда его вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу.

 

Священник Василий Соколов родился в 1868 году. Окончил Вифанскую Духовную Семинарию. В 1888 году служил во Владимирской губернии. После смерти жены в 1906 поступил в Московскую Духовную Академию. Служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. В апреле 1922 года он был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей». На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал.

 

 

Сергей Тихомиров родился в 1866 году в семье московского купца. Его лавка находилась напротив храма, и он одним из первых, по первому удару набата бросился защищать церковные святыни. Арестован он был в апреле 1922 года. На суде держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался.

 

Иеромонах Макарий (в мiру Телегин Макарий) родился в семье крестьян. Получил лишь начальное образование. В Москве проживал с 1897 года. До 1914 года служил в Чудовом монастыре в Кремле. С начала 1-й Мировой войны состоял военным священником на фронте; с 1917 года он — клирик Крестовской церкви в Москве. В марте 1922 года отец Макарий был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей», когда заявил свой протест комиссии, назвав ее членов грабителями и насильниками. На суде он прямо сказал, что является «по убеждению монархистом». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

 

26 апреля в здании Политехнического музея над 50 арестованными открылся публичный процесс. Священника Христофора Надеждина обвинили еще в том, что 4 марта с амвона открыто произнес проповедь нерелигиозного характера на тему «гибнущая, могущественная когда-то держава Российская», призывал население к оказанию активного сопротивления. Священника Василия Соколова обвинили в том, что 7 апреля в храме Николы Явленнаго после изъятия церковных ценностей использовал религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди «население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица Земли совершивших изъятие церковных ценностей», «в данном случае рабоче-крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон». Тихомирова, Телегина и других обвинили в том, что они «приняли участие в публичных скопищах, возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие, открыто оказали противодействие изъятию церковных ценностей, выразившееся в избиении красноармейцев».

Расстреляны новомученики были в роковом «корабле» Чрезвычайки. Так называлось помещение архива бывшего страхового общест-ва, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для прежних сейфов расстреливали осужденных. Захоронены новомученики были на Калитниковском кладбище в Москве.

Канонизованы в 1998 году как местночтимые святые Московской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 

По материалам www.fond.ru, www.pravoslavie.ru

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>