<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти священномученика
Иоанна Стеблина-Каменского
(1930)

 

Cвященномученик Иоанн родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Каменский, был директором канцелярии Морского министерства, а в последние годы перед революцией — сенатором.

Первоначальное образование Иоанн получил дома. Его мать — Ольга Александровна — оказала огромное влияние на него и на двух его сестер. С детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу ее благословения. «Ты ведь мой?» — говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Она умерла рано, когда Иоанну исполнилось четырнадцать лет. Переживая ее потерю, он чувствовал острую боль, и еще — что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нем развила. Ему тогда казалось, что каждый дурной поступок его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением обязательств по отношению к ней.

После смерти матери он окончил четыре класса гимназии и, в соответствии с семейной традицией, избрал службу на флоте, поступив в Морской кадетский корпус, который окончил в 1908 году. За время службы он был удостоен многих орденов и наград. В июне 1917 года Иоанн уволился из флота по состоянию здоровья.

Летом 1918 года он стал работать в научной экспедиции, одновременно будучи псаломщиком в Свято-Троицком храме Петрограда. В это время он бесповоротно решил стать священнослужителем, отдать всего себя и всю свою жизнь на служение Богу, стать воином Христовым.

Воспитанный в христианской семье, основой жизни которой было следование заповеданным Христом нравственным принципам, военный офицер, обученный послушанию, он был чужд двусмысленности и лукавства. В бескомпромиссности жизни во Христе, твердом следовании за Христом было что-то близкое жизни боевого офицера. Но воин земного отечества рискует и напрягается только в период военных учений и боевых действий, а воин Христов должен быть готов всегда исповедовать свою веру, в особенности, если судил ему Господь жить во времена гонений. Готовясь к принятию сана священника, Иоанн готовился и к испытаниям.

Приняв решение стать священником, всецело вручив себя воле Господней, он поехал на могилу матери в принадлежавшее им когда-то имение неподалеку от Вильны. Прикладываясь к земле, он почувствовал, что в душу нисходят мир и покой, и ему сделалось тепло, как в детстве, как будто ощутилось, что мать снова благословляет его. По возвращении в Петроград Иоанна в 1920 году рукоположили в сан диакона.

В 1921 году он впервые был арестован, но после непродолжительного заключения освобожден. Летом 1923 года его рукоположили в сан пресвитера ко храму Святой Троицы на Стремянной улице; вскоре он был назначен настоятелем этого храма и возведен в сан протоиерея. Новое служение целиком захватило его. Отец Иоанн отдавал все свое время и силы пастве.

2 февраля 1924 года он вновь был арестован. Вызванный на допрос, будущий священномученик сказал, что служил в квартирах некоторых своих прихожан молебны, после которых гости пили чай и в то же время вели беседы на религиозные темы. Этого для властей оказалось достаточно: 26 сентября 1924 года его приговорили к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь.

На Соловках отец Иоанн держался независимо, всегда ходил в священнической одежде и, доколе это позволялось, посещал церковные службы; они были большим утешением в суровых условиях лагерной жизни.

К концу срока заключения становилось все очевиднее, что власти не разрешат ему жить в Петрограде. Так и случилось: его отправили в ссылку в город Воронеж, куда он прибыл в ноябре 1927 года. Здесь он получил место священника в Покровском Девичьем монастыре, а через некоторое время был назначен настоятелем собора и одним из благочинных епархии.

8 сентября 1928 года в воронежской газете «Коммуна» была опубликована статья «Новодевицкий монастырь — под рабочие квартиры. Церковь — под клуб». Из публикаций в безбожной прессе, где прямо требовали заключения протоиерея Иоанна, становилось ясно, что этот арест неизбежен, причем безбожники воспользуются любым, даже самым незначительным поводом.

В пять часов утра 1 мая 1929 года, когда безбожники пришли ломать крест на куполе храма, скончалась игумения Девичьего монастыря. Это совпадение поругания храма со смертью игумении настолько поразило верующих, что об этом долго говорили в городе. Впоследствии власти обвинили отца Иоанна в том, будто он утверждал, что ее смерть явилась результатом гонений на Церковь.

19 мая 1929 года благочестивый священник был арестован. На допросе он держался с большим достоинством, стараясь ни в чем не уронить сан, добился разрешения собственноручно записывать свои ответы. «Я по отношению к советской власти лоялен, — писал отец Иоанн, — но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Поскольку я другого оружия не знаю, кроме креста, то я нахожу единственно правильным действовать на массы умиротворяюще. Осуждаю всякое выступление против гражданских законов. За все время своего пребывания в Воронеже не столько по страху наказания, сколько по своему миросозерцанию, всегда учил кротости, терпению и покорности гражданским законам».

Тем не менее, отца Иоанна обвинили в «агитации против всех мероприятий советской власти и подготовке верующих к ее свержению и восстановлению монархии».

Ознакомившись с обвинительным заключением, отец Иоанн потребовал, чтобы ему дали возможность ответить на предъявленное обвинение. В объяснительной записке священномученик написал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя категорически не признаю».

2 августа 1930 года, ближе к вечеру, одиннадцати обвиняемым (в числе которых был отец Иоанн) объявили, что они будут расстреляны. Затем их погрузили в машину, чтобы отвезти в окрестности Воронежа, где предполагалось учинить расправу. В десять часов вечера того же дня они были расстреляны.

Священномученник Иоанн и иже с ним пострадавшие причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 

По материалам интернет-сайтов

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>