![]() |
![]() |
![]() |
<< К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
Памяти священноисповедника
Тем, что как-то не взял с крестьянина платы за требы и дал кому-то почитать Некрасова, возбудил подозрение епархиального начальства и был отдан как неблагонадежный под надзор местного благочинного. За заявление, что правительство не вполне искренне в борьбе с пьянством, сделанное в присутствии губернатора, уволен из членов уездного и губернского попечительств о народной трезвости, а его журнал изъят из библиотек и запрещен для выписки... То безумное время завершилось революцией 1917 года. Чем-то завершатся наши дни? В 1929 году коммунисты приговорили отца Николая к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь, где он пробыл два года, после чего последовала ссылка в Архангельскую, а затем Коми область. 19 августа 1932 года окончился срок, но местное ОГПУ не дало согласия на возвращения священника домой. Летом 1933 года здоровье отца Николая сильно пошатнулось, и он стал быстро слабеть. Священник Николай Лебедев умер в ссылке в селе Керчемья Усть-Куломского района Коми области 1 сентября 1933 года и был погребен на деревенском кладбище в безвестной ныне могиле. После ареста отца Николая храм в селе Власьево был закрыт, вновь он был открыт лишь в 1989 году. Это был первый храм в Тверской епархии, в котором возобновилось богослужение после нескольких десятилетий гонений на Русскую Православную Церковь.
Из устава общества трезвости: «Как можно чаще думай и припоминай вред и пагубность пьянства; видишь крест на церкви, думай так: "Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал, — как оскорблю Тебя грешным пьянством, — плакать надо, а не пьянствовать". Видишь землю, — думай: "и я в нее когда-нибудь пойду, помру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят". Скотину ли видишь, — думай: "и человека пьянство делает подобным скоту бессмысленному". Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, вспоминай о своем обещании».
Из материалов допроса 1929 года: «...Я родился в деревне и детство свое провел среди простого народа. Еще на школьной скамье у меня созрело решение отдать свои силы на служение темной, забитой, бесправной и бедной деревне... Мне думалось, что нужно прежде всего нести лучи света и знания в темную деревню, нужно поднять ее экономическое положение, — и народ сам завоюет себе и права, и свободу. В этих видах я отказался от Духовной семинарии, куда меня посылали как лучшего ученика, и решил идти в священники, и именно в деревню».
Из обращения к читателям «Для многих русских людей прежде святые слова: вера, Бог, Православие — стали теперь пустыми звуками, каким-то прискорбным недоразумением, а Христос, настоящий, подлинный Христос — каким-то предрассудком, исторической ошибкой людей... У русского народа появились новые понятия, новые верования и идеалы, новые законы, законы чисто человеческие, иногда совершенно не согласные, противные законам Божеским. И по этим-то законам русский человек стал строить свою жизнь, как личную и семейную, так общественную и государственную. Хищение, грабежи заменили прежнее священное право собственности; свобода как своеволие, как полная разнузданность страстей, свобода от всяких законов Божеских и человеческих, нашла себе широкий простор в русской жизни. Заметно, как постепенно разрушается семейный очаг и святыня семейной жизни теряет свое прежнее обаяние, свою прежнюю прелесть, и место ее занял утонченный и грубый открытый разврат... А тут еще это пьянство проклятое, этот ужасный бич русского народа, гнойная язва русской жизни окончательно подтачивает здоровье, силы и материальное благосостояние нашей деревни, убивает в ней все доброе, все святое... И хочется, страшно хочется крикнуть всем братьям по вере, всем русским людям: православные русские люди, дорогие братья, куда вы идете? Ведь вы сбились с пути, и счастья, покоя вне Христа вам не найти... опомнитесь, вернитесь к Нему, Христос все: Он — единый вечный путь, Он — жизнь наша, Он — свет, Он — Сама Истина...»
По материалам книги
игумена Дамаскина (Орловского)
Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму» << К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
|
||
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |