<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти преподобномученика
Кронида (Любимова) (1937)

 

Преподобномученик Кронид (в мiру — Константин) родился 13 мая 1859 года в подмосковном селе Левкиево, недалеко от Волоколамска, в семье псаломщика Петра Любимова. Родители воспитывали своих детей в страхе Божием. Мать усердно молилась о том, чтобы кто-нибудь из ее детей принял священный сан. Впоследствии Константин стал монахом и наместником Лавры преподобного Сергия, а его брат Лука — священником.

В 1878 году Константин поступил в Троице-Сергиеву Лавру и в течение испытательного срока исполнял различные послушания. В 1883 году был принят в число послушников и назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), ученика Оптинских старцев и одновременно ученого монаха. 28 марта 1888 года состоялся постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид. Отец Кронид был назначен смотрителем лаврской мастерской по производству литографий и фотографий, а с 1896 года состоял смотрителем находящегося при Лавре Епархиального училища иконописания. С 1905 года был направлен в Санкт-Петербург, где развернул активную деятельность по восстановлению сильно запущенного хозяйства Троицкого подворья Троице-Сергиевой Лавры.

Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но опытным духовным наставником своей паствы и, прежде всего, братии Лавры. Его забота о ближних выражалась и в руководстве к благочестивой жизни, и во врачевании греховных болезней, и в поддержании мужества среди искушений. Самоотверженная любовь к людям была той нравственной силой, которая привлекала к отцу Крониду современников. За помощью и советом к нему обращались многие выдающиеся люди его времени. Великая княгиня Елизавета Феодоровна обращалась к архимандриту Крониду с просьбой взять ее под свое руководство.

В 1915 году архимандрит Кронид был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре лазарета для раненых воинов.

С началом революции начался и крестный путь о. Кронида. Уже при Временном правительстве были отобраны Лаврские типографии. После издания Декрета об отделении Церкви от государства духовенство было лишено всех прав по управлению церковным имуществом. Осенью 1918 г. началась конфискация Лаврского имущества.

Новые власти стали посягать и на народные святыни. При попытке вскрытия мощей преп. Сергия 4 марта 1919 года отец Кронид вместе с братией Лавры обратился к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами преп. Сергия. Но, несмотря на просьбы верующих, вопрос о вскрытии мощей преп. Сергия был уже решен. Оно состоялось 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой Субботы.

В начале 1919 года вышло постановление о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. В Лавре была создана трудовая артель. Ночью 3 ноября 1919 года ночью лаврских монахов неожиданно выселили в Гефсиманский скит. Все храмы и келии в Лавре были опечатаны. 26 марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в Московский музей».

После закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в том числе и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах. Он продолжал оказывать поддержку инокам, заботился о духовном окормлении своих духовных чад из мiрян. Они, в свою очередь, также проявляли заботу о своем духовном отце, оказывая ему материальную помощь и утешая в скорбях. С 1935 года отец Кронид стал быстро слепнуть.

Дом, где нашел приют отец Кронид, в следственном деле называется «домашним монастырем», «продолжением Лавры». Здесь совершались богослужения по монастырскому чину, проходили тайные монашеские постриги. К архимандриту Крониду приезжала братия монастыря, вернувшаяся из ссылок и тюрем.

21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Архимандрит Кронид обвинялся в том, что фактически оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры, владел и пользовался печатью наместника. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа (им были устроены на приходы более пятидесяти иеромонахов). Пожертвования, которые приносили верующие архимандриту Крониду, посылались священнослужителям, находящимся в ссылках и тюрьмах.

В день ареста следователь Булыжников допросил отца Кронида.

— Ваше отношение к советской власти?

— Я по своим убеждениям являюсь монархистом... существующую советскую власть признаю как верующий: она послана народу как испытание его веры в Промысл Божий.

— Назовите ваших единомышленников... из числа монахов.

— На поставленный вопрос показания давать отказываюсь...

7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила архимандрита Кронида к расстрелу. Преподобномученик Кронид был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года.

 

«Если русский народ не опомнится и не придет к Богу в покаянии, то стране нашей, несомненно, грозит опасность гибели от безбожия и безначалия. В городе — дневной и ночной грабеж, и некому будет спасать от этого. Не придется ли тогда инам поступать так же, как сделали наши предки, пославшие к варягам послов просить их к себе в начальники, говоря: "Земля наша велика, а порядка в ней нет: придите и княжите над нами". Но может случиться нечто худшее этого: враги сами придут к нам незваные, как некогда приходили монголы, и, пользуясь междоусобием, овладеют нашей страной и будут водворять в ней порядок по-своему».

Архимандрит Кронид, незадолго до революции

 

«Скорби рассеяны по нашим путям на земле, а любовь Божия к нам горит вечным солнцем и льет свой свет туда, где темно, грустно, скорбно. А чтобы проникал этот свет в наши сердца, нужно с любовью и верой взирать на Источник Света — Господа Иисуса Христа и всегда носить в душе Его слова любви и утешения: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы».

«Жизнь на земле есть училище любви. Тому невозможно быть в раю, кто здесь не приучится любить всех».

Архимандрит Кронид

 

По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия»www.fond.ru

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>