![]() |
![]() |
![]() |
<< К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
Памяти святителя Марка,
Промыслительно, что день интронизации новоизбранного Патриарха совпадает с днем памяти святителя Марка Эфесского, отстоявшего чистоту православной веры перед лицом позорной Флорентийской унии с католиками, подписанной в середине XV века. Хочется надеяться, что это совпадение не случайно, и что нашей Церкви под руководством Патриарха Кирилла удастся сохранить веру в мiре, который все дальше и дальше отходит от Бога. С этим призывом взывают к нам новомученики Российские: «Русь Святая, храни веру православную!» О стоянии в вере повествует и жизненный подвиг святителя Марка Эфесского, единственного из членов византийской делегации на Флорентийском соборе, не предавшего веру православную.
Юность и монашество Святитель Марк Эфесский (в мiру — Мануил Евгеник) родился в Константинополе в 1392 году. Его отец был диаконом и сакелларием (казначеем) при храме Святой Софии, мать была дочерью врача. Марк получил домашнее образование, изучал риторику и математику. В 13 лет он лишился отца и продолжил обучение у двух знаменитых профессоров того времени: риторику изучал у Иоанна Хортасмена, а философию у Георгия Гемиста Плифона. В раннем возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии.
Будучи духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, Марк стал приближен к императорскому двору и привлек внимание императора Мануила II (1350-1425), который сделал его своим советником. В 1418 году Марк оставляет Константинополь и принимает монашеский постриг в обители на острове Антигон. Вскоре, опасаясь турецкого завоевания, монахи вынуждены были покинуть обитель. Тогда Марк возвращается в Константинополь и поселяется в Манганской обители, где, по словам Иоанна Евгеника, «крайнему трудоделанию и посту и спанию на земле и стоянию всенощному предав самого себя, часто прибавляя: „ничем из всего так не угождается Бог, как претерпением зол"».
Ферраро-Флорентийский собор Император Иоанн VIII Палеолог (1392-1448), сменивший Мануила, также высоко ценил Марка, о чем свидетельствует ряд сочинений святителя, написанных по просьбам императора дать ответы на вопросы богословско-философского характера. В 1437 году по воле императора Марк становится митрополитом Эфесским и 24 ноября вместе с ним и патриархом в составе делегации православных епископов отправляется на церковный собор с католиками в Феррару, который продлился два года и получил название Ферраро-Флорентийский собор. По мнению исследователей, возведение Марка в архиерейское достоинство было сделано для того, что он не как простой монах, а как высокопоставленный церковный иерарх представлял Византию на соборе. Это подтверждается также тем, что до возвращения Марка из Италии ничего не известно о его делах по управлению епархией. Греческая делегация прибыла в Феррару 4 марта 1438 года, и 9 апреля состоялось открытие Собора. Было принято решение создать комиссию по изучению догматических расхождений между двумя Церквами и выработке условий заключения унии. От православной части комиссии только Марк Эфесский и Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками. О положении Марка на Флорентийском соборе пишет великий ритор Мануил: «Царь взял с собой в Италию и блаженного Марка, которого уже там, когда состоялся Собор, прилично поставил своим экзархом». В начале работы Собора свт. Марк был положительно настроен по вопросу принятия унии. Об этом свидетельствует его речь, обращенная к папе Евгению IV: «Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся. Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим Ангелам, как подражатель Бога: „Путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите" (Ис. 62:10)». За время работы комиссии свт. Марк написал ряд богословских работ: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе», «Главы против латинян», «Исповедание веры» и «О времени пресуществления». За это время он отошел от идеи принятия унии, найдя учение Западной церкви противоречащим догматам Вселенских соборов (в частности вопрос о филиокве). В своем сочинении «О Флорентийском соборе» Марк писал: «Одни слова сменялись другими, и речь рождала речь, как это в их обыкновении; и ничем сколь-нибудь большим их истина не доказала свою силу, хотя они много излили чернил ради себя и многословиями прикрывали ее. Я же, с тех пор отмежевавшись от них, ушел в самого себя, для того, чтобы непрестанно согласуясь со святыми моими Отцами и Учителями, всем сделать известным мое воззрение... Я не принял заключенную унию». Несмотря на это, в ходе Собора православные иерархи, ознакомившись с учением Римской церкви, пришли к выводу, что оно основано на Священном Писании и Священном Предании. После некоторых колебаний все они, кроме митрополита Марка, признали нововведения Римской церкви правомочными, но с оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 года греческая делегация, включая императора, подписали резолюцию собора, буллу «Laetentur coeli». Святитель Марк стал единственным из числа греческих иерархов, кто не признал унию. В своем «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» он писал: «Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они — „лживы апостолы, делатели нечестивые, преобразующиеся во Апостолы Христовы"...».
Последние годы жизни 1 февраля 1440 года греческая делегация вернулась в Константинополь. По словам историка Дуки, встреча их была безрадостной и на вопрос «победили ли мы?» они ответили: «Продали мы веру нашу, променяли блогочестие на нечестие; изменив Святым Дарам, стали ази-матами-опресночниками». Константинопольский патриарх Иосиф II скончался в 1439 году во Флоренции, и по возращении императора в Константинополь место предстоятеля было предложено Марку, но он отказался принять патриаршее достоинство. Патриархом был избран Митрофан II, являвшийся сторонником унии. Византолог Г.А. Острогорский пишет: «Решения, принятые на Соборе во Флоренции, не имели никакого значения. Византийский народ был против постановлений Феррары и Флоренции со страстным фанатизмом. В то время как все увещания сторонников унии игнорировались, пламенные проповеди Марка Евгеника везде находили восторженный отклик». Вокруг Марка сплотилась многочисленная партия не признавших унию, многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно. Отрицательное мнение свт. Марка об унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на православное население. Недолго пробыв в Константинополе, святитель Марк 15 мая 1440 года уезжает в свою митрополию в Эфес. Оттуда он направлял многочисленные послания против унии, которые настроили против него императора Мануила. Также святитель начал восстанавливать церковную жизнь города, находившегося под властью турок. Жизнь в Эфесе для свт. Марка не была спокойной и он решил покинуть город. В своем письме к иеромонаху Феофану от 16 июня 1441 года он писал: «там я не нашел никакого успокоения и тяжко переболел, и бедствуя от нечестивых и подвергаясь напастям по той причине, что я не имел мандата от властей, я ушел оттуда с намерением отправиться на Святую Гору». Когда корабль, на котором плыл свт. Марк, пристал к острову Лемносу, митрополит был арестован по указанию императора и заточен в местную крепость, в которой провел два года. В этот период не перестал вести переписку, в которой по-прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться Православия. В августе (или октябре) 1442 года святитель Марк был освобожден из крепости и вернулся в Константинополь, где продолжил свою борьбу с унией. Григорий III Мамма, бывший в последние годы жизни Марка константинопольским патриархом, придерживался унии и был противником Марка. Несмотря на это, по свидетельству великого ритора Мануила, «он подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного царя». О перемене взглядов императора пишет и сам святитель Марк: «Император открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает вину на покорившихся и подписавших унию». Скончался свт. Марк 23 июня 1444 года в Константинополе. Смерти предшествовала 14-ти дневная агония. Болезнь, как он сам говорил, оказывала на него то же действие, что и железные орудия пыток, какие применялись палачами по отношению к святым мученикам, причиняя совершенно невыносимые боли. Умирая, святитель обратился к присутствующим с напутственным словом, в котором даже в момент смерти он проявил себя как непримиримый борец с унией. В этом же слове свт. Марк напуствовал будущего патриарха Георгия Схолария стать вместо него борцом за веру. Святитель был погребен в Манганской обители в Константинополе. В 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I святитель Марк был канонизирован Православной Церковью.
Житие свт. Марка Эфесского: www.wikipedia.org
Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму» << К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
|
||
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |