<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Преподобный Серафим, саровский чудотворец

 

Родился будущий святой 19 июля 1754 года в городе Курске в благочестивой и состоятельной купеческой семье Мошниных. В крещении получил имя Прохор. Он был совсем маленький, когда умер его отец, работавший на постройке церквей, но мать его, Агафья, продолжала дело мужа.

Два особенных события отметили детство Прохора. Семилетним мальчиком он упал с колокольни строившейся церкви. Когда страшно испуганная Агафья сбежала по лестницам вниз, она нашла сына здоровым и невредимым. Десяти лет Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных шел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора возникло стремление всецело посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

В 1778 году Прохор Мошнин явился в Саров, чтобы связать с этой обителью всю свою жизнь. Он проходил многие послушания в монастыре, был келейником, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы самому Господу Богу. Восемь лет провел преподобный в качестве послушника, и двадцати семи лет от роду принял пострижение в иноческий чин с именем Серафим. В переводе с древнееврейского языка это имя означает «пламенный» и очень хорошо отражает пламенную любовь отца Серафима к Господу и стремление ревностно служить Ему.

Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии.

В 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Теперь он мог исполнить то, что ему так давно хотелось. В нескольких верстах от монастыря, в дремучем сосновом лесу на берегу маленькой речки, построил себе отец Серафим келью — маленький бревенчатый домик. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келью после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ посетителей. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Однажды отец Серафим тысячу ночей провел в молитве, стоя на большом гранитном камне в лесу и молясь: «Боже, милостив буди мне грешному». Когда наступал день, он возвращался в келью, где у него был приготовлен другой камень поменьше, стоя на котором он продолжал молиться с маленькими перерывами для еды и сна.

Отцу Серафиму было сорок пять лет, когда на него напали разбойники. Был он еще не стар, силен, был у него топор для работы, но он не стал защищаться. Опустив топор на землю, он сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келью в поисках денег. Все сокрушив и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Наутро с великим трудом о. Серафим добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобный Серафим остался навсегда согбенным: он ходил, опираясь на посох или топорик. Своих обидчиков он простил и просил не наказывать.

Весной 1810 года о. Серафим возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей кельи для всех.

Толпы людей приходили каждый день к преподобному Серафиму. Для всех он был «старцем», духовным врачом и советником. Каждого он принимал с любовью. Ласково он называл приходящих к нему «радость моя», приветствовал их во всякое время года словами «Христос Воскресе!». Он никогда долго не обдумывал, что ему говорить, что посоветовать. «Я своей воли не имею, — говорил он, — что угодно Богу, то я и передаю». Часто давал он ответы на вопросы, которые посетители его еще не успели задать, часто сам вызывал из толпы тех, кому его помощь была особенно нужна. Были случаи, когда он исцелял тяжело больных.

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

Смерть старец принял, стоя на коленях перед иконой Божией Матери. Лицо его было просветленным и радостным. Это произошло 2 января 1833 года, и погребен он был у алтаря Успенского собора Саровской пустыни.

Через 70 лет после кончины преподобного были обретены его святые мощи. 19 июля 1903 года при участии царской фамилии состоялась торжественная канонизация святого. Мощи отца Серафима были открыты для всеобщего почитания. Это торжественное событие сопровождалось многочисленными исцелениями. Некогда сам преподобный предсказал все это: «Будет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет, что восстанут против царя. Но Бог царя возвеличит, произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних. Реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к великой славе».

В 1922 году Саровская обитель была закрыта. Следы мощей великого старца на много десятилетий затерялись. В 1990 году великая православная святыня была обнаружена в Казанском соборе Ленинграда (превращенном при советской власти в Музей истории религии и атеизма) и в начале января 1991 года передана Церкви. Святые мощи преп. Серафима были торжественно перенесены в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Так исполнилось еще одно пророчество великого святого, сказавшего, что тело его найдет пристанище не в Сарове, но в Дивееве.

 

По материалам интернет-сайтов

 

 

Из изречений преподобного Серафима:

Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.

Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>