<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти священномученика Горазда,
епископа Чешского и Мораво-Силезского (1942)

 

В октябре 1918 года на территории Чехии, Моравии и Словакии была образована Чехословацкая Республика. Наступил конец Габсбургской династии, началась новая жизнь народов Чехословакии. По всей стране приняло широкий размах движение к восстановлению Православия, шедшее под лозунгами: «Подальше от Рима!», «Обратно к прадедовской вере, к Православию!»

На чешских землях обновителем Православия выступил епископ Горазд, в миру Матфей (Матей) Павлик. Родился он 26 мая 1879 года в Моравии в семье крестьянина-католика. По окончании начальной школы поступил в гимназию, находившуюся в руках иезуитов и готовившую юношей, главным образом, в богословские учебные заведения. В гимназии Матфей по собственному желанию изучил церковно-славянский язык. Окончив гимназию по первому разряду, он поступил на Богословский католический факультет в Оломоуце. Во время обучения у него проявляется желание глубже ознакомиться с жизнью Русской Православной Церкви. Летом 1900 г. Матфей совершает паломничество в Киев, чтобы побывать на православных богослужениях, самому увидеть, что представляет собой Православие. После окончания университета в 1902 году в католическом кафедральном соборе св. Вацлава (Вячеслава) города Оломоуца состоялась хиротония Матфея Павлика во священника. В то время у него родилась мысль описать историю чешских религиозных движений в XIX веке, а также определить роль Кирилло-Мефодиевских идей в истории чешского народа.

Заметный шаг к Православию отец Матфей сделал во время Первой мировой войны, когда проявил усердную заботу об инвалидах. Целый ряд католических священников оправдывал тогда агрессию Австрии против Сербии. Это побудило отца Матфея приняться за издание журнала «Pravo naroda», в котором печатались статьи, призывающие к реформе Католической Церкви. В 1920 г. отец Матфей выходит из юрисдикции Римской Церкви и присоединяется к новому религиозному движению — Национальной Чехословацкой Церкви. Это движение он стремится воссоединить с Православной Церковью.

Участвуя в новом религиозном движении, о. Матфей защищал Православие, боролся с рационализмом и радикалистическими устремлениями главы движения и его группы. Своим друзьям по религиозному движению, которые утверждали, что «чешский народ призван произвести реформу в Церкви в духе современности», он говорил: «Основать новую Церковь не может человек XX столетия... Даже Ян Гус не стремился основать новую Церковь, ибо Церковь как таковая основана Христом... Наша Церковь должна быть оформлена на принципах канонов; опустить из католического вероучения только то, что расходится с древнехристианской традицией и вероучением». Отец Матфей добился того, что на соборе нового движения в январе 1921 года большинство участников высказались за принятие православного учения и присоединение к Православной Церкви. Второй собор, состоявшийся 29 августа 1921 года в присутствии делегата Сербской Православной Церкви епископа Досифея, принял православное вероучение, выраженное Вселенскими и Поместными Соборами.

Тогда же были выдвинуты три кандидата во епископы на открывающиеся кафедры: Карл Фарский, Рудольф Паржик и Матфей Павлик. Однако хиротония первых двух кандидатов была отменена в связи с тем, что последовал протест от ряда церковных приходов, которые заявили, что Фарский и Паржик исповедовали Православие притворно, оставаясь в душе его врагами. А о. Матфей в сентябре 1921 года принял монашеский постриг с именем Горазд (ученик святых Кирилла и Мефодия) и был возведен Патриархом Сербским в сан епископа. Но как только он вернулся на родину, между ним и Фарским развернулась борьба. В Чехословацкой Церкви возникли две общины: православная, возглавляемая епископом Гораздом, и радикалистская — под руководством Фарского. Следует отметить, что против Православия были римо-католики и протестанты.

В 1922 году епископ Горазд в интересах Православия предпринял пастырскую поездку в Америку, где за короткое время основал среди чехов и словаков семь православных приходов. Однако в его отсутствие церковные либералы во главе с Фарским издали свой «Катехизис», в котором отрицалось Божество Иисуса Христа и вообще существование личного Бога; Спаситель признавался одним из пророков, подобных Моисею, Сократу, Магомету, Будде, Зороастру, Конфуцию, Гусу; излагалось учение, что Духа Святого нет, а существует только «Божие воодушевление в человеке». С выходом в свет этого еретического «Катехизиса» Сербская Православная Церковь прекратила общение с Национальной Чехословацкой Церковью.

После почти двухлетней борьбы, в 1924 году, епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви (которая стала существовать как модная организация, называющая себя Чехословацкой Гуситской Церковью) и организовал православную общину с подчинением ее Сербской Православной Церкви. Дальнейшей его целью было объединение всех православных в Чехословакии в одну Церковь.

Владыка Горазд был епископом-миссио-нером, приезжал в какой-либо приход, жил там по несколько месяцев, посещал каждую православную семью. Наряду с религиозно-просветительской деятельностью, владыка занимался много и литературным трудом. Он составил и создал, в частности, «Сборник молитв и литургических песнопений Православной Церкви». Святитель, в целях быстрого усвоения пения по сборнику, сам ездил по приходам и учил народ церковному пению. Епископ Горазд постепенно добился субсидий от правительства для духовенства. При нем строились храмы, налаживалась внутренняя церковная жизнь. Он трудился над переводами богослужебных книг, писал «Жития святых», «Катехизис», который и ныне служит настольной книгой верующих и духовенства, посещал приходы, освящал новые храмы. Весьма важным делом епископа Горазда было то, что он добился признания в 1929 г. чехословацким правительством Православной Церкви в Чехии и Моравии в качестве юридической организации.

Во время Второй мировой войны патриот-епископ не мог примириться с оккупацией нацистами родной земли. Он подготовил обширный труд о церковно-политическом развитии чешского и словацкого народов и государства с самого начала его истории. В этом труде была подвергнута научной критике нацистская идеология: «Если мы любим свою Церковь, — говорил епископ Горазд, — мы не можем не любить свою родину. Это прямой наш христианский долг; в этом направлении наш путь озаряется светом Святого Евангелия. Любя родину, служат ей; становясь на ее справедливую защиту, мы тем выполняем одно из своих земных назначений, иначе мы останемся в рабстве у иноплеменников, которые уничтожат нас и Православие на нашей родине...».

В мае 1942 г. народные мстители уничтожили обергруппенфюрера СС генерала полиции Р. Гейдриха, известного во многих европейских странах своим жестоким террором. Младший священник Пражского православного кафедрального храма во имя святых Кирилла и Мефодия доктор Владимир Петршек с ведома епископа Горазда, настоятеля храма протоиерея Вячеслава Чикла и старосты Яна Соннавенды предоставил героям убежище в крипте храма и тайком носил им пищу. 22 дня продержались здесь герои, пока гестапо не узнало о месте их пребывания. Епископ Горазд, два упомянутых православных священника и староста Пражского церковного прихода были приговорены ксмертной казни. 4 сентября 1942 г. приговор был приведен в исполнение.

Правительство восстановленной независимой Чехословакии высоко оценило патриотический подвиг епископа Горазда и других представителей Чешской Православной Церкви, наградив их посмертно 28 октября 1945 года чехословацким военным крестом «In memoriam» («В память»). Именем епископа Горазда названы площади и улицы в Праге, Брно, Оломоуце и в других городах.

Георгий Брянцев в своей повести (опубликованной в период хрущевских гонений на Церковь), показывая мужественную борьбу народов Чехословакии во время Второй мировой войны и патриотический подвиг епископа Горазда, священников Вячеслава Чикла и Владимира Петршка, писал: «Ни один добрый чех до конца своих дней не забудет этих служителей Церкви. Да, это были люди! Люди, шедшие вместе с народом и погибшие за его свободу».

Епископ Горазд — это образ истинного архипастыря Православной Церкви, это мученик-патриот XX века, до конца исполнивший долг своего священнослужения перед Церковью и родиной. В 1987 году Чехословацкая Церковь прославила священномученика Горазда в лике святых.

 

По материалам книги К. Е. Скурата
«История Православных Поместных Церквей»

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>