<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти священноисповедника
Сергия Правдолюбова (1950)

 

Священноисповедник протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям, священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов.

Сергий получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия.

26 октября 1915 года он был рукоположен в сан пресвитера и определен служащим священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии.

Чудом отец Сергий остался жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью каратели вышли с рейдом, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал на дом прежнего настоятеля, который был уже в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и являлся тем самым «главным попом». Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа и «положившем душу за други своя».

В том же году всех священников города арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все были уверены, что копают могилы для самих себя. И плакали, и молились, прося у Бога помощи и заступления. Затем подъехал состав из нескольких товарных вагонов, начальник которого прокричал: «Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони. Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша задача — разгрузить и закопать четыре вагона тухлой рыбы. После этого по моей команде можете быть свободны!» Смрад, действительно, разносился страшный. Но радость о том, что смерть прошла стороной, была велика.

В 1923 году отец Сергий с семьей переехал в город Касимов и был назначен настоятелем Троицкой церкви. 26 февраля 1928 года был награжден крестом с украшениями «за усердное проповедание слова Божия». По характеристике касимовского горсовета проповеди протоиерея Сергия приходили слушать жители города из других приходов. И действительно он был прекрасный проповедник, оратор, апологет, дерзновенно защищавший православное вероучение и Святую Церковь Христову.

В декабре 1929 года протоиерей Сергий был арестован и заключен в касимовскую тюрьму вместе со многими священнослужителями города и района. Неволя длилась несколько месяцев, но к Пасхе пришло неожиданное освобождение. Лишь несколько лет назад выяснилось, что протоиерей Сергий был приговорен к двум годам заключения, но по ходатайству касимовских прихожан из Рязани было отдано распоряжение об освобождении.

В 1934 году архиепископом Рязанским и Шацким Иувеналием протоиерей Сергий был награжден митрой. В эти годы полностью раскрылись таланты отца Сергия, данные ему от Бога. Его естественная властность вместе со смирением и простотой, проникновенные слова проповедей и пастырских наставлений воздействовали на многих и многих людей. Священнослужители, приезжавшие в Касимов, обретали в общении с мудрым наставником духовную поддержку и укрепление. Отца Сергия любил слушать даже его отец — протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов. А протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев, бывший вместе с отцом Сергием в заключении в тюрьме зимой 1930 года, впоследствии говорил: «Был бы в тюрьме отец Сергий, а с ним и тюрьма не тюрьма!»

В 1935 году отец Сергий снова был арестован и отправлен на Соловки. Вместе с ним было арестовано более десяти человек, среди которых двое его братьев: иерей Николай (канонизирован как священномученик), Владимир (канонизирован как мученик) и сын Анатолий, двадцатилетний юноша. Когда арестовывали его отца и дядю, чекисты, узнав, что Анатолий увлекается поэзией, предложили ему написать сатирические стихи против отца-священника. Молодой человек, естественно, отказался и вместе с отцом и дядей был выслан на Соловки. Причиной ареста иерея Николая и Владимира послужило составление жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской (ныне канонизирована как блаженная и исповедница). Составление таких книг в то время считалось преступлением.

В Соловецком лагере протоиерей Сергий провел долгие пять лет в тяжелейших условиях. Вместе с ним в тюремном заключении томились его сын и брат, иерей Николай. Владимира Анатольевича отправили в Карагандинский лагерь и там расстреляли. Несмотря на условия тюрьмы, у заключенных в те годы были возможности для общения, молитвы и даже богослужения. Сохранился соловецкий антиминс, а у внука отца Сергия, протоиерея Сергия Правдолюбова, как драгоценная реликвия хранится соловецкая епитрахиль в виде простого полотенца, которую отцу Сергию прислали «с воли».

После освобождения из лагеря в 1940 году отец Сергий вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была уже к тому времени закрыта, вакантных священнических мест не было. Средства к существованию отец Сергий со своей семьей обретали случайными требами, временным служением в том или другом храме во время болезни штатных священников и тем, что работала его жена Лидия Дмитриевна, помогая прокормить большую семью.

В 1943 году отец Сергий был приглашен на освободившееся место в Никольскую церковь в Касимове, но прослужил недолго, так как в декабре был мобилизован на трудовой фронт и направлен ночным сторожем на карьер по добыче белого камня в Малеево. Этот карьер располагался недалеко от Касимова, но, тем не менее, это было ссылкой. Как заметил один из внуков отца Сергия, «каменоломни были всегда местом работы рабов и заключенных». Целых три года отец Сергий провел на каменоломнях, но все это время усердно изучал Добротолюбие, творения святых отцов, а иногда ему удавалось совершать всенощные бдения, на которых пели такие же ссыльные, как и он, среди которых нашелся даже регент церковного хора. Здесь же, в каменоломнях, он написал свое завещание, которое озаглавил: «Моим детям и внукам о том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Таин». По своему настроению это завещание очень близко к святоотеческим творениям, а детьми и внуками праведника и исповедника может считать себя каждый христианин, если с любовью воспринимает его наставления. «Достойная человека жизнь — только небесная. И на земле надо научиться дышать небом, иначе на небе задохнешься», — так писал о. Сергий Правдолюбов своей дочке Вере.

После трех лет пребывания в каменоломнях отец Сергий стал настоятелем одного из храмов и благочинным в городе Спасске Рязанской области. Здесь он служил с 1946 года до декабря 1947-го. В это время Господь послал ему большое утешение: его сын Анатолий, пребывавший вместе с ним на Соловках, 21 июля был рукоположен во диакона и назначен в храм к отцу для совместного служения. Однако длилось оно недолго: протоиерея Сергия перевели в город Лебедянь (тогда город входил в состав Рязанской области). Вместо отца в Спасске оставили сына — уполномоченный Совета по делам религии пошел даже на это, только бы выслать отца Сергия из Спасска. Протоиерей Сергий уехал в Лебедянь, а 7 декабря диакона Анатолия рукоположили во священника и сразу же назначили настоятелем и благочинным Спасского округа.

Последние три года жизни отца Сергия прошли во многих трудах и болезнях — сказывались годы, проведенные в заключении. 18 декабря 1950 года, в канун дня памяти особенно чтимого отцом Сергием святителя и чудотворца Николая, душа Соловецкого исповедника отошла ко Господу. Ему было к тому времени шестьдесят лет, а выглядел он на все восемьдесят.

В 2000 году протоиерей Сергий был прославлен как священноисповедник и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Его честные мощи, обретенные 4 октября 2001, почивают в Никольской церкви города Касимова.

Наставления отца Сергия бережно и свято хранились в его семье. Двое его сыновей стали священниками (двое погибли на фронте). Влияние отца Сергия, его духовного облика сильно и сейчас — в его детях и внуках, которые тоже стали священниками, — и неразрывно связано с его исповедническим подвигом. В настоящее время совершают священническое служение восемь протоиереев Правдолюбовых и один диакон — правнук Сергий Михайлович Правдолюбов.

 

«Итак, встанем, возьмем свой крест и пойдем за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и не оглядываясь назад, помня слова Спасителя: никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62). И как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе с нами — и таким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его!»

(Из завещания о. Сергия)

 

По материалам сайтов www.tayninskoye.ru, www.solovki-monastyr.ru

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>