<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

О дожде, покаянии и мракобесии

 

На прошлой неделе в редакцию «Сто пудов» позвонила читательница и обвинила нас в мракобесии в связи с публикацией «Дождь не идет, потому что иссохли слезы нашего покаяния» (№258 от 5 августа). В этом материале приводились отклики священников на слова архиепископа Георгия, объявившего аномально жаркую погоду Божией карой за грехи народа. Несмотря на различные акценты, все священнослужители согласились с тем, что испепеляющий зной этого лета является вразумлением Господним. «Он стучится в наше сердце, но иного способа достучаться, видимо, к сожалению, нет», — отметил о. Илия Шугаев.

Надо сказать, что идея ответственности людей за все происходящее вокруг, органически присуща религиозному мiровоззрению. Все в этом мiре связано, и духовное связано с материальным. Только для верующего и неверующего человека направление этой связи видится по-разному. Если для материалиста «бытие определяет сознание», то для верующего первичным является духовное, состояние нашей души, ее обращенность к Богу — В начале было Слово (Ин. 1:1). Все остальное, включая атмосферные явления, являются следствием.

В беде, постигшей нашу страну, невольно прослеживаются параллели с ветхозаветными событиями, случившимися в IX веке до Рождества Христова. В то время Израильское царство стало уклоняться от веры в Единого Бога к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ Ваала. Тогда с грозным обличением грехов народа выступил пророк Божий Илия (память праздновалась 2 августа — в самый разгар пожаров). Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17:1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение — три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода.

Пророк Божий Илия не умер, но живым был взят на небо. По преданию Церкви, он придет на землю вместе с праотцем Енохом перед Вторым Пришествием Христовым. Три с половиной года они будут проповедовать покаяние народам земли. И дана им будет власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествия их (Откр. 11:6). Мне кажется, что многие в эти дымные августовские дни пережили смутное ощущение близости апокалипсиса.

И в заключение хотелось бы остановиться на термине «мракобесие», прозвучавшем в наш адрес. Можно предположить, что это обвинение вызвано оскорбленной верой в самодостаточность науки. Действительно, какая может быть связь между грехом, покаянием и формированием антициклона, если Бога в уравнениях нет?! Однако при внимательном рассмотрении все оказывается несколько сложнее. Хорошо известно, что прогнозы Гидрометцентра, скажем мягко, не совсем точны. Нельзя ли их улучшить, закупив в тысячу или миллион раз более мощные компьютеры? Оказывается, что нельзя. Чуть-чуть — можно, но просчитать погоду на длительный срок вперед невозможно принципиально. Это связано с тем, что уравнения, описывающие динамику атмосферы, являются неустойчивыми: слегка изменив условия в начальный момент времени, через какое-то время вы получите решение, совершенно непохожее на исходное. И даже если гипотетически улучшать точность задания начальных условий, то, в конце концов, мы прейдем к таким малым масштабам, где бал правит квантовая механика. А в этой науке, на базе которой простроена современная электронная цивилизация, есть один «неприличный» вопрос: кто определяет результат одного единственного измерения? Иными словами, кто (или что) определяет, по какому из многих сценариев будет развиваться мiр? Наука не знает. Не знает не потому, что не хватает данных, а потому, что это принципиально непостижимо для научного познания. Для думающего человека здесь находится ключ к согласованию Промысла Божия и законов природы, Им же установленных. Но это уже совсем другой разговор.

 

Михаил Скворцов, доктор физико-математических наук,
старший научный сотрудник ИТФ им. Л. Д. Ландау РАН

 

 

Патриарх Кирилл:
«Господь попускает эти беды для того,
чтобы мы стали другими»

 

15 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма во имя Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре (Александровский район Владимирской области), а затем возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

 

«Жизнь не по Богу и не по Божией правде влечет за собой опасные для человека последствия. Мы называем это наказанием за грех, — сказал Святейший Патриарх Кирилл по окончании литургии. — Мы наказываем самих себя своими злыми деяниями, а Бог попускает свершиться этим опасным последствиям нашего греха». «Когда начались пожары в нашей стране, то Церковь сказала: «Это наказание за грехи», — напомнил Святейший Патриарх. — И нашлись маловеры и клеветники, которые стали укорять Церковь за то, что она говорит несвоевременные, обидные для людей вещи. Но когда смотришь репортажи о том, как ликвидируются пожары, когда слушаешь внимательно заявления экспертов, то понимаешь, насколько же права Церковь, которая свидетельствует о том, что и эти пожары являются наказанием за грех».

По словам Патриарха Кирилла, причина пожаров, политкорректно именуемая «человеческим фактором», — либо злой умысел, либо варварское отношение к природе тех, кто настолько привык «служить своей похоти, что считает совершенно безразличными любые последствия своих деяний». В уничтожении народного достояния и физической гибели людей виновны и все те, кто загрязняет наши леса, убежден Предстоятель. «Выйти в лес невозможно поблизости больших городов: это мусорная свалка, это колоссальное количество битого стекла, пластмассовых бутылок и пакетов — всего того, что увеличивает силу солнца и способствует самовозгоранию леса в условиях жары», — отмечает он.

«Мы сжигаем самих себя, — с тревогой констатировал Патриарх Кирилл. — Разве это не грех? Разве человек, расчистивший свое внутреннее пространство для Бога, наведший порядок в своем сердце, — разве он загрязнит мiр вокруг себя бутылками, коробками, полиэтиленовыми мешками, остатками пищи, всем тем мусором, который превращает в некий кошмар природу вокруг наших крупных городов и даже сел? И то, что лес загорелся, — это естественный ответ на пресловутый человеческий фактор, в основе которого — грех людей».

«Страна наша очень пострадала и страдает от того, что происходит, — продолжил Предстоятель. — Наше национальное богатство выгорает на наших глазах; мы становимся беднее, мы теряем человеческие жизни». «Но неужели и этот знак, что подает нам небо, не заставит нас одуматься и начать другую жизнь? — вопрошает Патриарх. — Что еще надо народу нашему? Кого люблю, того и наказую (Откр. 3:19), — и Господь попускает эти беды для того, чтобы мы стали другими. Природа принадлежит Богу — Он ее создал и вручил нам, а мы обязаны с благоговением заботиться о сокровище, что вручено нам Господом».

«Верим, что Господь проведет нас через это испытание. Мудрость человека заключается в способности усваивать уроки. Дай Бог народу нашему, прошедшему через это огненное испытание жаркого лета 2010 года, усвоить духовный урок, который мы сами себе преподали», — сказал в заключение Святейший Патриарх Кирилл.

По окончании богослужения Святейший Патриарх рассказал журналистам о помощи, которую оказывает Русская Православная Церковь пострадавшим от лесных пожаров в Центральной России. «Мы собрали около 200 тонн гуманитарных грузов и в контакте с МЧС и местными властями сумели распределить эту помощь. Собрали также 15 миллионов рублей. Может быть, для кого-то это немного, но это были пожертвования простых людей, которые иногда приносили только то, что могли принести, и я считаю, что это очень значительная сумма, которая будет направлена на удовлетворение самых главных нужд», — отметил он. «Я очень удовлетворен работой волонтеров, — заявил Патриарх Кирилл. — В соответствующее церковное ведомство, которое занимается помощью, приходили люди — просто молодые люди с улицы, и спрашивали: «Чем помочь?». Они разбирали гуманитарную помощь, отвозили ее на своих машинах, иногда рискуя жизнью, потому что им приходилось приезжать в самые задымленные участки. Думаю, что все то, что произошло, очень помогло всем нам понять, насколько важна солидарность, без которой невозможна жизнь человеческого общества. И если наш народ, особенно молодежь наша, откликается на боль тех, кто сегодня страдает, это очень хороший признак. Дай Бог всем нам возрастать в единстве и солидарности».

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>