<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти равноапостольного
Космы Этолийского (1799)

 

В 1714 году в небольшом безвестном этолийском селении Мегало Дендро (Этолия — небольшая горная область в Центральной Греции) в семье простых ткачей родился мальчик. Через много лет он станет не только великим православным святым, но и историческим деятелем, во многом предопределившим судьбу всего Балканского региона.

Детство святого пришлось на очень непростые для православных годы — Греция вот уже несколько столетий находилась под иноверным турецким владычеством, и десятки тысяч людей совершенно отошли от веры отцов и утратили смысл жизни. Забыв великое прошлое своей страны, они уже не надеялись, что ее ожидает великое будущее. К этому периоду относится волна исламизации тысяч христиан, причем часто принятие ислама носило добровольный характер.

С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование. Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдаленные горные обители, изучал там древние рукописи, слушал беседы иноков, внимал советам и наставлениям старцев.

Святому Косме было всего 20 лет, когда он стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, самоотверженно служа Богу, Церкви и своему народу. Желание прикоснуться к духовному наследию древних отцов Церкви повлекло его на Афон, который в то время был центром духовной, культурной и общественной жизни православных Балкан. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, ученых, церковных писателей. Они оказали глубокое влияние на его жизнь, дав ему возможность проанализировать историческое прошлое порабощенной Греции и увидеть ее возрождение. Он принял постриг в обители Филофеу.

Прожив в ней несколько лет, Косма прибыл в Константинополь с твердым намерением начать деятельность проповедника. Здесь открыл он свой замысел архиереям и учителям и, слыша, что они побуждают его приступить к выполнению этого дела Божиего, он взял благословение у Патриарха Серафима. Доброта Космы, его удивительное красноречие, безграничный энтузиазм и несомненная вера в успех произвели на Патриарха глубочайшее впечатление. Говорят, что он сам долго провожал Косму и, глядя ему вслед, благословлял его.

Святой Косма Этолийский был настоящим христианином. Забота только о собственном спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое стало для него смыслом жизни. Святой Косма часто говорил: «Какую великую нужду в Божием слове имеют братья мои христиане! Поэтому ученые люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою ученость, но чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».

Возрождение народного сознания в порабощенных странах Балканского полуострова становится главным стремлением святого Космы. Он начал проповедовать и учить православный народ сначала вокрестностях Константинополя, потом в Центральной Греции. С этой же целью он отправляется в Сербию, Малую Азию, Албанию, на многочисленные греческие острова в Эгейском море. Таким образом, он побывал практически на всей территории тогдашнего Константинопольского Патриархата. Там, где была возможность, святой организовывал школы. Его трудами было открыто более тысячи учебных заведений с бесплатным обучением. Кроме того, святой смог наладить подготовку преподавателей, собрать средства, которые на много лет вперед обеспечили работу открытых им школ.

Святой Косма побуждал состоятельных людей покупать святоотеческую литературу, кресты, головные покрывала и гребни. Книги раздавал он в подарок тем, кто знал грамоту или обещал учиться; платки — женщинам, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал людям, обещавшим не брить волос на голове (в отличие от мусульман); кресты — простому народу, прося всех молиться за жертвователей. Вдохновленные горячей проповедью святого, богатые люди купили более четырех тысяч больших медных купелей и раздали их храмам.

Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трех сотен тысяч четок. Именно благодаря стараниям равноапостольного Космы, практика творения умной молитвы мирянами широко распространилась в Греции и сохраняется по сей день. На это указывает и наш современник, афонский старец Паисий, говоря, что Иисусовой молитве греки научились у святого Космы.

Поначалу народ настороженно и недоверчиво встречал проповедника. Он столкнулся с трудностями, лишениями и даже с враждебностью местного населения. Но святой Косма говорил с народом не как учитель с учениками, а на равных — простыми, понятными словами. Он никогда не превозносился: считал себя не учителем, но грешником, который не столько учит простых людей, сколько получает от общения с ними искреннюю радость и душевную пользу. Он любил свою паству и никогда не гордился своей ученостью и знаниями. И люди, чувствуя эту безграничную, жертвенную любовь, смирение и святость, горячо полюбили своего пастыря, заступника и благодетеля, ставшего для них духовным наставником и примером.

Там, где проходил святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днем и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и искренние, исполненные Божественной благодати. Его слова проникали в самое сердце слушающих, в глубину души, заставляли задуматься о многом. Проповеди святого Космы пробудили народное сознание.

Множество современников (причем среди них были как друзья святого, так и его враги) высоко оценили результаты его деятельности. Именно Косма Этолийский смог остановить набиравшую обороты исламизацию православного населения. Сегодня во многих изданиях, выпускаемых албанскими националистами, Косма Этолийский назван главным врагом албанского народа. Они утверждают, что его деятельность помешала создать «великую Албанию» и водрузить зеленое знамя ислама над всем Балканским полуостровом.

Часто послушать святого Косму собиралось столько людей, что ему приходилось проповедовать прямо в поле. Поэтому он обычно заранее объявлял, где хотел остановиться для проповеди. Как правило, поучение начиналось вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжалось до глубокой ночи. На месте проповеди ставили большой деревянный крест, у его подножия — кафедру, на которую всходил святой Косма. Уходя, он брал ее с собой, а крест оставлял в напоминание о своей проповеди.

Проповеди Космы Этолийского были исполнены глубокой внутренней силы, выстраданы, исходили из самого сердца. Он не пользовался фейерверком риторических фигур, не строил сложных, витиеватых предложений, избегал «высокого языка», непонятного большинству слушавших. «Я веровал и потому говорил» (2 Кор. 4, 13), — эти слова апостола Павла в полной мере относятся к проповеди Космы Этолийского.

Его шествие к месту проповеди превращалось в величественный крестный ход: за ним следовал сонм священников, которые несли иконы и свечи, совершали литургии и молебны, и множество мирян: женщин, стариков и даже маленьких детей! Люди не хотели пропустить ни одного слова из проповеди. Святой Косма был непреклонным и самоотверженным человеком. Он проповедовал, несмотря на стужу и жару, дожди и грозы, снежные бури и палящее солнце.

Имя Космы Этолийского было на устах у всех жителей Балкан, число его последователей и учеников умножалось, но его враги (знать, ростовщики, торговцы и некоторые представители высшего духовенства) все сильнее и сильнее возгорались ненавистью к святому и уже задумали коварный и изощренный план его убийства. Они заплатили Курт-паше 25 тысяч грошей за голову праведного Космы.

Сам святой не раз говорил в своих проповедях, что готов к принятию мученического венца. Стойкостью в страданиях и муках, которые ему пришлось претерпеть, святой Косма явил свою великую любовь ко Господу. «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому, как Он когда-то пролил ее за меня», — говорил он.

24 августа 1779 года Косма был задушен и брошен в реку в Северном Эпире. В 1961 г. он был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом. Церковь почитает его как равноапостольного и преподобномученика.

20 марта 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя Космы Этолийского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Имя святого навсегда осталось в сердцах православных, населяющих Балканский полуостров. О нем слагались песни и сказания, его именем названы и до сих пор нарекаются школы, улицы, целые селения и города. Многие современники были под таким впечатлением от встречи со святым, который изменил всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Именно поэтому во многих областях Греции фамилия «Космас» получила широкое распространение. Проповеди и пророчества Космы Этолийского расходились в десятках тысяч рукописей, а позднее и многомиллионными тиражами. Практически в каждом греческом храме, в каждой православной семье есть икона этого поистине народного святого.

Косма Этолийский был не только выдающимся православным просветителем и историческим деятелем. Он по праву считается великим пророком нового времени, так как оставил множество предсказаний о будущем всего человечества. Многие из них уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения.

 

Афанасий Зоитакис, «Русский дом», №2, 2010 г.

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>