<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти священноисповедника
Петра Чельцова (1972)

 

Петр Алексеевич Чельцов родился 20 августа 1888 года в селе Шехмино Рязанской губернии в семье псаломщика. По окончании Киевской Духовной Академии о. Петр служил в Смоленске, в Ильинском храме. В эти годы он вел активную просветительскую и общественную деятельность, был главным редактором Епархиальных ведомостей. О. Петр был избран делегатом от Смоленской епархии для участия в Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. C 1921 года был благочинным смоленских церквей.

С 1922 года начинается исповеднический путь отца Петра. 6 апреля 1922 года он был арестован по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей. Обвинение не подтвердилось, и дело прекратили.

В 1924 году протоиерей Петр находился под арестом и следствием в течение десяти дней: в связи с проходившим в Смоленске съездом обновленческого духовенства, его, как ревностного последователя Святейшего Патриарха Тихона, сочли нужным изолировать.

Летом 1927 года в Смоленске устраивали религиозные диспуты. Из Москвы приехал бывший священник, оставивший свой сан и выступавший на стороне большевиков. Диспут был устроен в здании Губисполкома, противной стороной было вызвано местное духовенство. Явились о. Антоний и о. Петр Чельцов. Бывший иерей, ставший атеистом, понес тяжкое поражение. Два победителя выходили из залы под гром аплодисментов.

 Через месяц, 20 июня 1927 года протоиерея Петра арестовали по обвинению в групповой антисоветской деятельности и распространению контрреволюционной литературы. Он был приговорен к трем годам лагерных работ. Заключение отбывал на Соловках, где окончил фельдшерские курсы и работал фельдшером. В октябре 1929 года он был досрочно освобожден и сослан на три года в город Кадников Вологодской области, где работал на дому сапожником.

7 марта 1933 года отец Петр был вновь арестован и обвинен в том, что являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию, за что приговорен к трем годам заключения в концлагерь. На этот раз отбывал срок в исправительно-трудовой колонии в Коноше.

После освобождения, в апреле 1936 года, батюшка был определен настоятелем Казанской церкви села Нарма Курловского (ныне Гусь-Хрустального) района Владимирской области. В 1941 году храм был закрыт, а священник арестован за неуплату налогов и приговорен к 1 году заключения в угличском ИТЛ.

18 июня 1949 года (батюшке шел шестьдесят первый год!) его арестовали в шестой раз — по обвинению в том, что «выступал с антисоветскими проповедями, призывал колхозников на невыход на работу и отказ от участия в выборах депутатов в Верховные и местные органы Советской власти. В своем доме хранил монархическую литературу». У него были конфискованы два портрета Государя Императора Николая II и 46 книг духовного содержания. Заключенного осудили на 10 лет и этапировали под усиленным конвоем (как особо опасного преступника) в лагерь Минеральный близ станции Абезь Печерской железной дороги.

В конце октября 1955 года престарелого инвалида II-й группы досрочно освободили. Епископ Владимирский Онисим определил о. Петру служить в храме села Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области.

Приходившая к нему блаженная раба Божия по фамилии Романова, изрекла и неоднократно повторяла: «Потекут в Пятницу ключи...». И потекли ключи в это затерянное среди мещерских болот село — с разных концов русской земли стали приезжать к нему люди: простые и высокопоставленные, духовенство и архиереи, монашествующие. Приезжали за советами и утешением в скорби, за благословением и исцелением душевных и телесных недугов. Накладывая на больное место епитрахиль или руку, отец Петр говорил: «Я не врач, я помочь не могу, я молиться буду, и Господь исцелит».

В Пятнице отец Петр с первых дней завоевал уважение и любовь прихожан. Всевышний даровал батюшке способность ясно мыслить и облекать мысль в благое слово. Он служил своей пастве и молитвой, и примером благочестивой жизни, и милостыней, и благодатными дарами прозрения и исцеления. Его еще при жизни называли святым.

День его строился так: в три часа ночи батюшка вставал на домашнюю молитву, а в половине пятого утра был уже в храме — совершал исповедь, принимал людей; затем служил Божественную Литургию, водосвятный молебен с акафистом и панихиду по полному чину. С 16.30 до 20-21 часа — всенощная.

Службы отца Петра были великолепно торжественны. Причащающихся было очень много. Владыка Онисим обратился в Хозяйственное управление Московской Патриархии с просьбой изготовить для отца Петра большой потир, так как существующий не вмещал частицы, вынутые на проскомидии, а еще необходимо причастить 400-500 исповедников.

Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев) вспоминал: «Он проводил общие исповеди, но не типовые, а особенные. Батюшка глубоко знал душу человеческую, умел сострадать немощам человеческим, помогал людям бороться с грехом. Я не встречал священника, который бы молился так проникновенно, как отец Петр. А Божественную литургию он всегда совершал со слезами. Люди чувствовали силу его молитв».

Протоиерей Петр отошел ко Господу 12 сентября 1972 года. Чин погребения совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Николай в сослужении собора клириков из разных епархий. Отец Петр был погребен за алтарем Пятницкого храма.

Верной помощницей, сподвижницей и сотаинницей отца Петра была его супруга, Мария Ивановна Чельцова, подражавшая скромному служению жен-мироносиц. Она добровольно разделяла с батюшкой ссылку, а во время заключений поддерживала его. Особым подвигом их совместной жизни было то, что они не имели супружеских отношений.

Матушка Мария прожила чуть больше своего супруга — скончалась она 4 декабря 1972 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Перед смертью она говорила: «Рядом с батюшкой меня не хороните, когда отойду. Отец Петр у Престола стоит, а я недостойна». Ее похоронили к северу от алтаря Пятницкой церкви.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года, отец Петр был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века. 22 октября того же года были обретены его честные мощи и положены в храме великомученицы Параскевы Пятницы.

 

По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия» www.fond.ru

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>