<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти священномученика
Иоанна Кочурова (1917)

 

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии (ныне — Липецкая область) в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Его отец многие годы успешно совмещал свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища.

Следуя стопам отца, юноша поступил в Данковское Духовное училище, а затем в Рязанскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую Духовную Академию.

По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил Святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию.

Приказом попечителя Санкт-Петербургского учебного округа в 1907 году бывший настоятель Русской Православной Церкви в г. Чикаго протоиерей Иоанн Кочуров был назначен законоучителем в гимназии г. Нарва. Насколько отец Иоанн был прекрасным преподавателем и какой большой вклад он сделал в воспитание подрастающего поколения, можно судить по воспоминаниям его учеников. Вот что пишет Лидия Галлер в 1976 году: «В царское время Закон Божий был обязательный предмет (особо для православных, лютеран, католиков; евреи, понятно, освобождались). Я была ученицей о. Иоанна... Это был высокообразованный человек, академик... Он умел очень интересно изложить свой предмет. Часто оживлял свой предмет какой-нибудь шуткой, смешной историей; другой раз попросту скомандует неожиданно — встаньте! Мы вскакиваем. Теперь сядьте! — Встаньте — сядьте несколько раз. Конечно, после этого смех и оживление».

За время службы в Нарве он был награжден орденом св. Анны 2-й степени и орденом св. Владимира 4-й степени, а также медалью «В память 300-летия Дома Романовых».

В ноябре 1916-го года отец Иоанн назначается приходским священником Екатерининского собора Царского Села. С первых месяцев отец Иоанн зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села.

Однако события Февральской революции, разразившейся в Петрограде уже через 3 месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор, стали постепенно втягивать Царское Село в коварный водоворот революционных событий. С амвона Екатерининского собора звучало вдохновенное слово отца Иоанна, стремившегося внести в души царскосельских православных христиан чувство умиротворенности и призывавшего их к религиозному осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен.

Через несколько дней после октябрьской революции 1917 года на Царское Село, где сосредоточились части генерала П.Н. Краснова, сохранявшие верность Временному правительству, двинулись из Петрограда вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Уже к утру 30 октября 1917 года, большевистские отряды стали подвергать Царское Село артиллерийскому обстрелу. Началась паника, многие горожане устремились в православные храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь обрести за богослужением молитвенное успокоение и услышать с амвона пастырское увещевание в связи с происходившими событиями. После особого молебна о прекращении междоусобной брани, совершенного под сводами до отказа заполненного храма, настоятель собора протоиерей Николай Смирнов вместе с другими соборными священниками отцом Иоанном и отцом Стефаном Фокко, приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением молений о прекращении междоусобной братоубийственной войны. Крестный ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом.

В одной из Петроградских газет сохранилось воспроизведение ужасающей картины мученической гибели отца Иоанна: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу... разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то "прикончить как собаку". На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает "Дело народа", видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было». Один из очевидцев трагических событий в письме выдающемуся петербургскому протоиерею Философу Орнатскому, которому самому вскоре довелось принять мученическую смерть от новой власти, повествовал о страстотерпчестве, выпавшем на долю отца Иоанна: «Когда начинался обход квартир и аресты офицеров, тогда отца Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились яко бы только о победе казаков, чего на самом деле не было. Остальных священников вечером отпустили».

Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове: «Храним в сердце твердое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году священномученик Иоанн Кочуров был причислен к лику святых.

 

По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия»,
www.fond.ru

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>