<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти Преподобного Акакия Синайского (VI)

 

Открыв православный календарь под 12 декабря по новому (29 ноября по старому) стилю, мы сразу же обращаем внимание на преподобного Акакия Синайского, имя которого — хотя бы на уровне фонетики — хорошо известно всем, изучавшим в школе русскую классическую литературу XIX столетия. Правда, далеко не все знают, что означает это странное для русского уха имя, и почему оно вошло в наш литературный обиход.

Имя Акакий в переводе с греческого означает «незлобивый», «кроткий», «невинный». Так звали молодого монаха, жившего в первой половине VI столетия в монастыре св. Екатерины у священной горы Синай. Краткую историю его жизни можно найти в знаменитом аскетическом произведении «Лествица», принадлежащем перу преподобного Иоанна Лествичника, «Слово 4-е, О послушании». Согласно повествованию, юный Акакий проходил искус, или послушание — своего рода «школу начинающего монаха» — у одного опытного старца. На его беду старец отличался излишней суровостью: он постоянно ругал своего подопечного, а чтобы словесные наставления лучше доходили до ума, сопровождал их телесными «вразумлениями». Бедный Акакий ходил в синяках, но никому не жаловался и со смирением нес свой крест.

Через девять лет столь тяжкого послушания молодой монах скончался после непродолжительной болезни. Прошло пять дней, и суровый наставник поведал о смерти своего ученика другому старцу, не знавшему о произошедшем. Тот усомнился в смерти еще молодого Акакия, и старцы вместе пришли в склеп, где он был похоронен. «Акакий, умер ли ты?» — обратился к лежавшему во гробе сомневающийся старец. Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал: «Отче, как можно умереть делателю послушания?». Бесчеловечный наставник святого Акакия был так поражен этим чудом, что ушел в затвор и остаток дней провел в глухой келье при гробнице своего ученика.

Поучительная история Акакия-монаха была хорошо известна Николаю Гоголю. Вспомним, что кроткий персонаж его «Шинели», выслушав грозную отповедь Значительного лица, к которому он пришел за правдой, безропотно бредет домой, ложится и вскоре умирает. Его сугубое незлобие подчеркнуто двойным повторением имени. Так образ Акакия Синайского получил второе рождение в скромном петербургском чиновнике по имени Акакий Акакиевич Башмачкин.

 

 

Памяти апостола Андрея Первозванного (62)

 

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра (Ин. 1, 35-42). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.

Когда по сошествии Святого духа апостолы отправились на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, вкоторых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мiра», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем — сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе — будущем Севастополе.

По пути на север апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи — Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить», — ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мiра и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем...

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом...

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

 

 

Памяти праведного Филарета Милостивого (792)

 

Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын Иоат и дочери Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о малых сих (Мф. 25, 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мiра (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, — отвечал он родным, — которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь».

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина искала невесту для сына — будущего соправителя Константина Багрянородного и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии все для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: «Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов».

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго — лишившиеся средств, а из третьего — те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>