<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти мученика Михаила Новоселова (1938)

 

Михаил Александрович Новоселов происходил из старинного священнического рода Тверской губернии. В свое время его отец увлекся либеральными идеями, священником не стал и сошелся со Львом Толстым. Михаил, поступивший в 1887 году на историко-филологический факультет МГУ, уже был старым знакомым Толстого и последователем его «учения». Он даже с друзьями создал толстовскую общину, но она долго не просуществовала.

В конце XIX века Михаил прекратил отношения с писателем из-за открыто выраженного, резкого неприятия Толстым божественности Христа. По возвращении в Православную Церковь Михаил взялся за миссионерское дело. С 1902 года им было издано вместе с единомышленниками тридцать девять книг основанной ими «Религиозно-философской библиотеки», а также еще более двадцати специальных изданий. В 1912 году избран почетным членом Московской духовной академии. Активный общественный деятель, участник религиозно-философского кружка и благотворительно- просветительского братства святителей Московских, председателем которого был известный издатель Ф. Д. Самарин.

В 1922 году после обыска, произведенного ОГПУ, перешел на нелегальное положение. Написал «Письма к друзьям», богословскую работу, где старался отвечать на актуальные вопросы современной действительности. Из-за этих «подрывных» писем формально он и был арестован в 1929 году, чтобы больше уже не выйти на свободу. Расстрелян 20 января 1938 года в вологодской тюрьме в возрасте семидесяти четырех лет.

 

Из письма при разрыве с Толстым:

«Несколько раз перечитывал я этот краткий символ Вашей веры и каждый раз испытывал одно и то же тоскливое, гнетущее чувство. Слова все хорошие: Бог, Дух, любовь, правда, молитва, а в душе пустота получается по прочтении их. Не чувствуется в них жизни, веяния Духа Божия... И Бог, и Дух, и любовь, и правда — все как-то мертво, холодно, рассудочно.

Невольно вспоминается Ваш перевод первой главы Евангелия от Иоанна, где Вы глубокое, могучее: «Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, Бог бе Слово» заменили жалким «Началом всего стало разумение жизни. И разумение жизни стало за Бога. И разумение-то жизни стало Бог...» Ведь, попросту сказать, Ваш Бог есть только Ваша идея, которую Вы облюбовали и облюбовываете, перевертывая ее со стороны на сторону в течение двух десятилетий. Вы никак не можете выйти из заколдованного круга собственного «я»...

Отметая Христа Искупителя, Вы неизбежно лишаете Вашу душу Его благодатного воздействия, а потому не имеете того духовного опыта, который, когда Вы говорите о добродетелях, помог бы Вам отличить любовь Христову от естественной благонастроенности, благодатную кротость от самообладания (или природной тихости), смирение от снисходительности, мудрое во Христе терпение от бесплодного самоистязания. Потому-то Вы и не понимаете великого значения веры в Христа распятого и воскресшего, необходимости ее для истинного возрождения человека, ибо самое возрождение Вам неведомо...

Простите, если чем нечаянно обидел Вас, Лев Николаевич».

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>