<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти мученика Михаила Амелюшкина (1942)

 

Храм Рождества Христова в селе Ямкино. Здесь служил псаломщиком мученик МихаилМученик Михаил жил совсем близко от нас, в 10 километрах от Черноголовки. Он родился 24 сентября 1893 года в деревне Починки Богородского уезда (Ногинского района) в семье крестьянина Спиридона Амелюшкина. Окончив сельскую школу, Михаил занимался крестьянским хозяйством. Был женат, имел двух сыновей — Павла и Сергея — и дочь Клавдию. Во время Первой мiровой войны Михаил Спиридонович был призван в армию и служил до 1917 года рядовым. В течение многих лет он был регентом в храме Рождества Христова в селе Ямкино, а с середины 1937 года стал служить в этой церкви псаломщиком.

26 ноября 1937 года Михаил Спиридонович был арестован вместе со служившими в храме священниками и заключен в тюрьму в городе Богородске, переименованном к тому времени в Ногинск.

Дежурные свидетели показали, что в конце апреля 1937 года «Амелюшкин в целях срыва проведения первомайской демонстрации среди населения говорил: “Вы, колхозники, приходите в церковь на пасхальное богослужение, а на демонстрацию не ходите — пусть коммунисты одни ходят с красными флагами...”». На этот день он созвал всех известных ему певчих, чтобы богослужение совершалось самым торжественным образом.

На следующий день после ареста следователь допросил псаломщика.

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным? — спросил следователь.

— Контрреволюционной деятельности я не вел, — ответил Михаил Спиридонович.

Задав еще несколько подобных вопросов и получив на них отрицательные ответы, следователь прекратил допрос. На этом следствие было закончено. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Псаломщик Михаил Спиридонович Амелюшкин скончался в заключении 18 февраля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

Жалоба жены Михаила Спиридоновича в 1939 г. была признана «безмотивной» и оставлена без удовлетворения. В 1957 г. она вновь обратилась в Прокуратуру — с просьбой о реабилитации мужа. В 1959 г. дело Михаила Амелюшкина было прекращено за отсутствием состава преступления. В 2003 г. имя мученика Михаила Амелюшкина включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

 

 

Памяти преподобных Варсонофия Великого
и Иоанна Пророка (VI)

 

Святые Варсонофий и ИоаннСвятой Варсануфий Великий жил в VI веке и подвизался в обители аввы Серида в окрестностях Газы Палестинской. Его учеником был другой великий старец — святой Иоанн Пророк. Преподобные Варсануфий и Иоанн составили книгу «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». В ней 850 ответов на вопросы различных лиц — епископов, священников, монахов, мiрян. Одни из ответов писал старец Иоанн, другие — большую часть — сам великий старец Варсануфий. Жизнеописатель этих старцев Никодим, монах Святой горы Афонской, пишет так: «Эти блаженные отцы от души возлюбили ближних, благодетельствовали им и оказывали им пользу не только при жизни своей, но и по смерти, ибо оставили всем братиям сию священную книгу, как отеческое наставление чадам своим».

 

Из изречений преподобных
Варсонофия и Иоанна

О внушенном же тебе помысле, что настало последнее время, знай, что он суетен и ведет к тщеславию. Кто не знает, что мы живем в последнее время?

* * *

Господь научил нас, как стяжать совершенное смиренномудрие, говоря: Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Если и ты хочешь приобрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи и отсекай во всем свою волю.

* * *

— Когда молюсь или упражняюсь в псалмопении и не ощущаю силы произносимых слов по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего моления?

— Хотя ты и не ощущаешь силы того, что произносишь, но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в молитве. И мало-помалу с помощью Божией нечувствие твое преложится в мягкость. Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние. Радость есть веселость по Богу которая благопристойно обнаруживается при встречах с другими и в лице, и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лицо же и слово — благоприличную веселость. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной, ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается, но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного».

* * *

— Помысл представляет мне недостаток моих потребных средств, внушая, что я не смогу пропитаться с домашними моими, и от этого нападает на меня печаль. Что это значит?

— Это печаль человеческая. Если бы мы имели надежду на Бога, го Он Сам управлял бы нами по воле Своей. Итак, возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54:23), и Он силен подать тебе и домашним твоим (все необходимое) без печали и скорби. Скажи Ему: «Да будет воля Твоя» — и Он не оставит тебя в печали.

* * *

Если кто из нас не слышит голоса Божия, то зависит это от невнимания к себе, от нашей беспечности, от греховной привязанности без разбора к внешним благам. Порочные привычки притупляют духовный слух человека и делают его глухим к духовным потребностям.

Душа человеческая ничего более не желает, как видеть правду. Нет ничего на свете для человека дороже, чем носить в сердце истину. Мы вечно ищем истины. Наш глаз ищет ее в небе, ищет и на земле, ищет в людях, ищет и хочет водворять эту правду в себе самом. От этого желания истины не свободен ни один человек. Но ищут ее двумя путями. Одному человеку, чтобы найти истину, достаточно слов его доброй матери, которая ему скажет: «Молись, мое дитя, Богу; у Него источник истины. Он Дух Истины». Дитя послушалось и потом целый век помнит эту материнскую указку. И в молодости, и в старости такой человек ее вспоминает и стоя на молитве в храме, и читая книгу, и слушая проповедь, — словом, везде; и при матери и без матери с ним — благодать Божия.

Но другие люди ищут правды иным путем. Им невнятен язык такой простоты. Они сами, помимо отеческого дома, помимо Церкви стараются добыть эту правду и, разумеется, нигде ее не находят. В душе вместо истины накопляется ложь, которую, однако, мнящий о себе человек принимает за правду. Сердце загрубело от гордости и отреклось от всего. Такой человек в театре светского зрелища видит уже больше истины, нежели в картине Божьего величия, в простоте великого храма природы и благодати. Этому человеку тяжела и противна истина в простоте и святости; он гонится за модными учениями, идеями, громко бьющими ему в глаза и уши. И вот — он остается без истины: смеется, потешается над тем, над чем нужно плакать; выставляет напоказ то, что нужно прятать как можно дальше; гордится тем, от чего другой человек, познавший истину, стыдится и смущается.

 

 

Неделя о блудном сыне

 

Второе воскресенье из серии подготовительных недель к Великому посту. В этот день за литургией читается притча о блудном сыне
(Лк. 15, 11–32).

 

* * *

Возвращение блудного сынаКакая дивная и какая страшная эта притча о блудном сыне, которую мы так хорошо знаем, так хорошо помним и которая каждый год возвращается к нам с новой силой — с новой силой, рождающейся и от более тяжелого, мучительного опыта греха, и от более изумленного сознания Божией милости и того, как нас принимает и восставляет Господь...

Эта притча о многообразном грехе и одновременно о самой сущности греха. Открывается притча грехом в его наготе, в его абсолютности, в его дикой беспощадности. Младший сын приходит к отцу: он полон сил, полон желаний, он полон жажды жить, и не вмещается эта жажда, это желание, эта похоть жизни в рамки обычной домашней жизни. И не может он больше ждать, и отцу своему он говорит: Отец, ты зажился; пока ты умрешь, во мне увянет жизнь; за время, пока ты будешь жить и жить, а не умирать, я завяну. Умри, умри для меня, будь как мертвый! Ты мне не нужен, но то, что я от тебя могу получить, я могу теперь получить. То, что ты потом накопишь, мне не нужно, а то, что ты до сих пор накопил трудом, любовью, подвигом души, то все мне раздели, дай мне мою долю; а потом, жив ты или не жив — мне все равно; передо мной — жизнь...

Так говорим и мы по отношению к Богу; не так грубо, не так прямо, но так же жестоко. Все от Бога берем и уносим на страну далече, растратить, прожить. Забываем даже, что Он есть, для нас Он словно мертв в те моменты, когда мы от Него получили все, что нам нужно, чтобы жить на этой далекой, опустошающей стране. И идем, и живем, и богаты какое-то время; а потом беднеем, истощается украденное из Царства Небесного, унесенное, прибереженное, расточаемое. Пока мы еще богаты тем, что Отец дал, нас окружают такие же, как мы, которым до нас никакого нет дела, лишь бы поживиться: любовью ли нашей, беспечностью нашей, человеческим нашим теплом, умом, сердечностью, тем, что у нас есть, что бы это ни было. А когда истощится, начинает ветшать все, что из отцовского дома, от Бога было получено, тогда от нас отходят, потому что тот же закон, который мы применили по отношению к Отцу, действует и для нас. Нам до Него не было дела, лишь бы получить то, что Он может дать — и другим до нас никакого нет дела, лишь бы попользоваться тем, что у нас есть из домашнего, отцовского богатства. И как часто мы отдаем самое драгоценное за бесценок, такие вещи, которые надо было хранить в сердце как самую святыню нашей жизни, легко отдаем, чтобы порадовать, повеселить, утешить: вот грех.

А дальше мы видим другого человека, уже не младшего сына, а сына, который так и не понял того, что было между ним и его отцом. Он всегда был добротный сын, не отступал от воли отца, как он сам говорит: всю жизнь я был тебе рабом, как раб служил тебе — потому что слово «работал» по-славянски сильное слово, именно от слова «раб». Всю жизнь он чувствовал, что он просто работник своего отца, за кров, за пищу, за человеческое отношение, за привилегию, которую родство давало над рабами.

И вот возвращается младший сын в лохмотьях; все потерял: радость потерял, право быть сыном потерял, как мы часто говорим — «все потеряли». И в дверях его встречает отец, с любовью. А когда возвращается старший сын, тот, который всегда принадлежал дому, всегда был с отцом, никогда не отступил от правды этого дома, он слышит, что в дом пришел чужой, голодный, холодный, лишенный, который когда-то мог принадлежать этому дому, но ушел... И пусть бы себе оставался на стране далече — нет, вернулся, истратил пол-имения, а теперь что? На остальное зарится, отнять хочет?.. И говорит он, как мы часто говорим: «Этот твой сын»; он не говорит «мой брат»; нет, он ему не брат, он чужой: этот твой сын, который все потратил с блудницами, вернулся, а ты праздник устраиваешь, радуешься, что какой-то чужой вернулся, а мне меньше от этого будет... И отец ему говорит ласково: Твой брат вернулся! Он был мертв — теперь он живой; он пропал — теперь он нашелся: разве нам не радоваться, разве нам не ликовать?..

Вот и посмотрим на себя, на кого мы похожи: на блудного или на праведного? И с горем можно заметить, что похожи и на блудного, и на праведника — во всем, что неправедно. Есть ли у нас праведность старшего сына и есть ли у нас доверчивое сыновство младшего? Младший старшего принял бы к себе, не отвернулся бы, он ему был не чужой. А отец — он одинаково принимает и того, и другого. Горем принимает одного — праведного; и радостью принимает другого, который сохранил в душе сознание, что у него есть отец, что к отцу он может вернуться, что есть дом, куда можно прийти. Он не подумал, что старший брат ему закроет дверь в лицо, он только подумал, что отец, который согласился умереть для него, даст ему жить. Вот и нам предлагается: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы... Перед нами Отец — но как жутко, что так часто рядом с Ним стоит каменный, черствый, как будто умерший душой старший сын, который всегда был в доме Отца, а теперь не хочет принимать чужого. Аминь.

 

Митрополит Сурожский Антоний

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>