<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Великий пост

 

В 2011 году Великий пост начинается 7 марта и завершается 23 апреля.

 

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

«Весна постная» — так называет Православная церковь время Великого поста, напоминая о то, что пост — это время духовного расцвета и пробуждения.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

Смысл поста — подготовка к встрече с Воскресшим Христом-Спасителем. В эти дни особенно нужно стараться быть добрее к людям, совершать дела милосердия и стараться исправить себя. Нужно подготовиться к обстоятельной исповеди, принести покаяние в грехах Богу в присутствии священника, и причаститься Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник-четверг) читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

 

 

Неделя сыропустная
Воспоминание Адамова изгнания
Прощеное воскресенье

 

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, т.к. именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы, примирившись со всеми ближними, вступить в Великий пост с чистой душой.

 

 

Как простить своего обидчика, врага?

 

Митрополит Вениамин (Федченков)Перед Великим постом в «Прощеное воскресенье» Церковь установила благочестивый обряд всем христианам просить прощения у священника, а потом и друг у друга... Потом этот добрый обычай переносили в семью и кланялись своим родителям в ноги. А в древнее время в нашей Руси, перед чином церковного прощения, враги ехали к своим противникам и просили у них прощения.

Вот для этого и требовалось сломать свою гордость (если ты виноват), а это нелегко! А тот (если не он виноват) должен проявить любовь и охотно простить врага или обидчика. И лишь после этого уже — идти на исповедь и с надеждой ждать прощения от Господа. Тогда оно будет и благотворным и щедрым! Об этом Господь сказал притчу о жестоком заимодавце, который сам получил прощение огромного долга, а своему должнику, который должен был ему ничтожную сумму, не простил и даже повалил его на землю, стал душить и посадил в тюрьму. Под множеством долга разумеется множество грехов, а под малым долгом разумеется наша виновность перед человеком, ничтожная по сравнению с грехами пред Богом.

Для пояснения этой мысли обычно приводятся примеры из жизни. Один человек не хотел простить виноватого пред ним человека. Тогда духовник велел читать ему вслед за собой Молитву Господню. Когда они дошли до этого прошения, то духовник говорит: «И не остави мне долги, как и я не оставляю должнику моему». И тут, наконец, тот понял: какой вред себе самому наносит он, не прощая вины брату своему. И примирился...

Еще приводится другой случай. Это было в древнее время. Двоим грозило мучение за Христа. Ожидая смерти, один просят у другого прощения, но тот не хотел. И что же? Когда наступило время мучения, то первый скончался святым мучеником, другой же отрекся от Христа.

Расскажу случай из собственной жизни. В праздник Святой Троицы Господь даровал мне горячую веру в Троичность Божества. Но после литургии я очень резко осудил своего брата-монаха. И вдруг у меня совершенно остыла вера в Пресвятую Троицу, и на душе получилась тоска. Я понял, что омертвение было следствием осуждения (хотя по-видимому совершенно справедливого). Пошел к брату и искренне попросил у него прощения. И немедленно горячая вера возвратилась.

Просить прощения, разумеется, нужно искренне, а не одними устами или, как говорит Господь: «Бог не оставит вам согрешений ваших, если вы не простите брату от всего сердца».

Но и то уже будет хорошо, если мы попросим прощения хотя устами. В мое настоятельство в одном монастыре за границей, иеромонах N. должен был служить литургию, а перед этим он провинился предо мною. Он пришел. И произнес покаяние. Духовник велел ему попросить прощения у меня. Но его слова показались мне неискренними, лишь на языке. И я об этом сказал ему, не ответивши даже обычными словами: «Бог простит!» Он ушел опять к духовнику. Тот спросил его: просил ли он прощения хоть устами? — Да! — Поэтому служите!

Еще пример. Два монаха имели вражду. Когда наступил пост, они по общему обычаю испросили взаимного прощения. Один из них, однако, пришел ко мне и говорит, что у него не получилось мира в душе. «А вы-то сами винили в душе его?» — спросил я. «Да, так!» — ответил он. «А вы завините себя!» Тот исполнил это. И мир вошел в душу его.

Но что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросит прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека — возможно Богу!» Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это — неправда: Бог поможет!

 

Митрополит Вениамин (Федченков), из книги «Молитва Господня»

 

 

На Прощеное воскресенье

 

Вот уже скоро Прощеное воскресенье. Когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения.

Уже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся…

Душа трепещет. Хочется начать жизнь заново, прожить по-иному эти дни, чисто, свято, отказаться от суеты, не прилепляться мыслями и сердцем ко всему земному, и заботы житейские делать только руками, а мыслями быть горе.

И замираешь душой — сможешь ли сейчас от сердца всех простить? Получится ли нелицемерно кланяться и падать ниц, сумеешь ли выбросить из головы все мелкие обиды, которые, возможно, накопились в храме, и крупные обиды, которые были дома или на работе, с друзьями.

Проще всего прощения просить у малознакомых людей. Мы падаем на деревянный пол храма, бьем головой поклон, ладонями касаясь пола, поднимаемся и обнимаемся.. «Прости меня!» «Бог простит. Меня прости!» И в ответ: «Бог простит».

Везет монахам. У них в обителях ежевечерне такой чин прощения. «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Выполняется этот совет буквально. Мiрянам сложнее. У них такой чин раз в году.

Вот и хочется войти в Пост очищенным от всяких обид, без камней за пазухой, и чтобы это было от души, нелицемерно, а от всего сердца. И так себя хранить до самой Пасхи. Да и всю жизнь.

А что же Постом? А постом тоже искушения. Не удастся нам ровно-гладко отговеть совсем без огорчений, соблазнов, обид. Как назло, первые три дня ходишь голодная и злая. Все не так, и чего-то не хватает. И это при всем огромнейшем желании поститься строго, мало говорить, поменьше есть, и не отвлекаться мыслями на суету, и на чужие грехи. А вот тут-то нас и ожидают сюрпризы.

На ровном месте возникает непонимание с близкими, на работе, даже в храме. Мы склонны в мелочах винить других, не уступаем, нас задевает то, что в другое время вовсе не замечаем, мы преувеличенно видим обиду, нам нанесенную, мы чужие слова сразу толкуем как оскорбление, и видим в них дурной смысл. И готовы взорваться, высказать, отчитать, обличить, оправдаться, и дать «достойный» ответ оппоненту. И тут все. Наше благодушие нарушено. Молитвенный и немногословный настрой потерян, потерян мир в душе. Обычно это называют искушением. Как тут быть? Ведь бьют почему-то в самое больное место, о котором ты раньше и не догадывался, или не обратил бы внимание. И откуда что берется?

Одной моей подруге батюшка перед Великим постом сказал: «Если тебя будут обижать, надсмехаться, задевать, не отвечай им. Даже если б это казалось очень обидным и несправедливым. Не надо тут оправдываться или спорить. Ты просто промолчи. Т.к. в это святое время враг нас искушает так.»

Я сама опробовала этот способ. Как это просто! Ты не должна входить в рассуждение, правильно ли тебе сказали, или нет, действительно ли ты такая, как тебя назвали, или наговаривают, не надо думать, как «достойно» ответить обидчику. Ты просто молчишь, и так сохраняешь мир душевный, и на обидчика не накидываешься, чем покрываешь и его грех. Т.к. когда возьмешься отстаивать свою правоту, и ставить оппонента на место, тут нас и подлавливают на раздражении, осуждении, спорах и обидах. Лишняя строчка на исповеди, да и пост испорчен, особенно перед Причастием. А так хочется с мирным сердцем прийти к Пасхе! Да и причащаться сложно после ссоры.

 

* * *

 

Однажды одна наша пожилая прихожанка сказала мне на ушко: «Хочешь, открою секрет о том, как легче поститься? Нужно накануне обязательно побывать на службе Прощеного воскресенья. Там читаются коленопреклоненные молитвы о том, чтобы Господь подал нам силы на эти дни. И тогда уже поститься намного легче и радостней». Вот и стараюсь этот рецепт соблюдать. Кажется, помогает.

Возвращаясь со службы, уже с трудом понимаешь, как можно за ужином сегодня есть скоромное? Уже ведь пост. Но в этот вечер еще разрешается. И стараешься доесть все вкусности, блинчики, сметану, чтобы дома уже ничто не смущало в холодильнике. Тут, наверное, можно поучиться у некоторых клириков, с которыми мне пришлось случайно встретиться. Услышала такую команду матушкам: «У нас остались конфеты. Раздавайте». «Да кому раздавать?» «Вот кого увидите – тому и раздавайте.» Дело было в книжной лавке храма, и мне тогда тоже досталась конфета. Может, этот совет подойдет и для мiрян. Всегда ведь есть рядом те, с кем можно поделиться. И уже за несколько дней до Поста немного одаривать излишками тех, у кого этих продуктов может и мало.

 

* * *

 

В заключение, хотела бы рассказать ошеломившую меня историю, приключившуюся с моей болезнью под названием «гастрит» «во дни печальные Великого поста».

Тут, видимо, нужно как в рекламе вывесить строчку: «Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь с лечащим врачом». Но поскольку история произошла со мною лично, и сильно поразила, то я хотела бы ею поделиться. При этом еще раз напомню про врача.

Обнаружилась у меня болезнь такая — гастрит. Обнаружилась случайно. Я и не знала, что некоторое мое некомфортное самочувствие — это предъязвенное состояние, как его охарактеризовали врачи. Назначили мне лечение, я честно отпила все дорогие лекарства, мне назначенные, старалась держаться диеты.

Но полностью гастрит за два месяца вылечить не удалось. И кушать я могла далеко не все. Приближался Великий пост. Поскольку тема это очень популярная – послабления в посте, я и заручилась благословением священника на молочное. Болящим разрешается.

Несколько поуспокоившись от своих переживаний, как де я буду поститься, когда сырые овощи и фрукты врач запретил, и ни капустки тебе квашеной, ни соленых огурчиков, картошка и та ограничена, я вступила в Великий пост. Решила, что первую неделю проведу без скоромного, ну не умру же я за семь дней от овсянки на воде, и от горохового супа? Тут, честно сказать, может я постилась и не по уставу, маслице себе позволяла. Но прошла неделя, прошла другая, готовились салатики из вареных овощей, супы-пюре, много оказалось доступной пищи, как-то я и пережила весь пост без молочного.

Но каково же было мое удивление, когда в конце Поста я пришла на плановую гастроскопию, и врач сказал, что эррозий в желудке никаких не осталось! Хотя до поста они еще были. Я несколько раз переспрашивала, может ошибся врач? Были же они! А лекарства я давно уже пить прекратила. Вобщем, с недоумением ушла из кабинета. А после разговения поняла. Т.к. перейдя на бутербродики, тортики, и запеченное мясо, желудок мой почувствовал резкую разницу, и не оставил мне сомнений, с чем ему гораздо легче и веселей справляться. Да и состояние кожи на лице в постные дни вызывает массу комплиментов от окружающих. Вот, оказывается, почему монахи так молодо выглядят! Лет на десять-двадцать моложе. Они же мясо не едят! И постятся часто.

Предвижу критику оппонентов, может быть и врачей. Без сомнения, не все болезни выдержат Великий пост, такой длинный и строгий. Я лишь рассказала о своем личном опыте.

Но и этот опыт не лишен в чем-то комичности и назидательности. Накануне этого поста я с пеной у рта спорила на Кураевском форуме о том, что от постной пищи больные еще больше заболеют. И народ в основном соглашался, да-да, конечно-конечно, болящим разрешается, без вопросов. И лишь один мужчина смело заявил, что болезни как раз постом и исцеляются. И я была его горячим оппонентом. И вот убедилась в его правоте.

С Великим постом вас, друзья!

 

Лидия Доброва, www.pravmir.ru

 

 

Прихожанка-врач рассказывает, как вчера просила (Прощеное воскресенье) прощения у друзей. Написала сообщение по телефону своему товарищу, психиатру. Ну, как обычно: «Прости за все, чем обидела» и проч. Он тут же перезванивает: «Сиди на месте, ничего не предпринимай. Ты слышишь меня? Спокойно, глубоко дыши, я сейчас приеду...» Она смеется: «Подумал, что я решила жизнь самоубийством покончить».

В самом деле, неверующие люди часто нас, верующих, не понимают. Другая логика.

 

Иерей Константин Пархоменко,
из книги «Жизнь, написанная от руки»

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>