<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Неделя 5-я Великого поста
Преподобной Марии Египетской

 

Преподобная Мария ЕгипетскаяПреподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — Преподобная Мария. Необычна ее жизнь, необычен и путь ее обращения к Богу, исключителен ее духовный подвиг и его плоды. Ее житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого Поста оно еще и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

 

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всем ее облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора. Со всех сторон от нее народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Ее попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее ее далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь она вдруг ясно поняла, что все произошедшее с ней не случайно: ее не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю ее жизнь.

 

Окольные пути

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни все было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы ее, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли ее жить среди падших, а порок, подчинивший ее волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты. В Иерусалим ее привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определенных планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Ее привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили ее. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог ее видит.

Изумленная явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала все сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд ее упал на икону Божией Матери.

 

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознает Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери, и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

 

Преображение

Господь, выведший ее из мiра, устроил и то, что старец, монах Зосима, удалившийся на время Великого Поста в заиорданскую пустыню, стал изумленным свидетелем ее подвига. Скрытый «отшельник», тенью промелькнувший мимо него в пустыне, был черен от палящего солнца, неимоверно худ, волосы его были короткими, скатанными, как войлок и белыми, как снег. Завидев старца, пустынник бросился бежать и остановился лишь, вняв его мольбам. Попросив у монаха часть одежды, чтобы прикрыть тело, человек обратился к нему, назвав по имени… Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал ее уже не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, — от души просвещенной, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех ее был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная мiру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришел, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землей.

Ровно через год, как они условились, старец пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и стал свидетелем чуда. Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как посуху, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни. Повинуясь ее просьбе, отец Зосима вновь пришел на место их первой встречи через положенный срок и нашел ее уже умершей. На твердой, как камень, земле было начертано имя Рабы Божией — Мария, и время упокоения — это был день ее последнего земного причастия.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к ее молитвам. Ее пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твердое решение положить предел греховной жизни. У икон Преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у ее образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение.

 

Мария Дегтярева, www.pravmir.ru

 

 

События в Ливии:
свидетельство православного священника

 

Протоиерей Захария КерстюкВо время продолжающихся бомбардировок Ливии протоиерей Захария Керстюк, окормлявший прихожан храма храма святого ап. Андрея Первозванного при Украинском посольстве в Триполи (Ливия), рассказал корреспонденту портала «Православие и мiр» о Ливии, о том, как проходило его служение до эвакуации украинцев из страны, о правлении Муаммара Каддафи.

 

У ливийцев христианство
вызывает уважение

Ливия отличается веротерпимостью. В этой закрытой мусульманской стране, живущей по законам Шариата, можно встретить представителей разных конфессий. Есть приходы Александрийского патриархата, Римо-католической Церкви, Коптской Церкви, различных протестантских течений — англиканства, лютеранства и других. И всем официально разрешено проводить свои богослужения, следовать обрядам, традициям и заниматься духовным окормлением своей паствы.

Сами же ливийцы — очень религиозный народ. Вера — неотъемлемая часть их жизни. Коран стоит наравне с основным законом — Зеленой Книгой, в которой содержится немало выдержек из самого Корана. По отношению к своей религии Ливию можно сравнивать с Ираном, Ираком, Пакистаном и Саудовской Аравией, где отношение к исламу проявляется в более радикальной форме. Но ливийцы — очень веротерпимы, они не притесняют христиан, у них христианство вызывает уважение.

В один момент, мне даже показалось, что они лучше относятся к христианам, чем мы к мусульманам. Ливийцы переживали, чтобы с нами не случилось ничего. В дни больших праздников они предоставили охрану храма и следили за порядком в округе. Особенно их волнения усилились после взрыва Коптского храма в Александрии (Египте). Власти Ливии очень опасались, дабы подобное не произошло и на их земле. Ведь это, прежде всего, отобразилось бы на международном уровне страны.

 

Служение в Ливии

Богослужения совершались в храме апостола Андрея Первозванного, расположенного на территории Украинского Посольства. Храм не большой. Среди прихожан были люди различных национальностей — сербы, болгары, румыны, греки, киприоты, даже испанцы. Но, основная масса — это конечно, украинцы, россияне и белорусы.

Украинцы в Ливии в основном заняты в медицинской сфере и авиации. Среди россиян большинство — работники нефтяных компаний и Российской железной дороги. Поскольку в течение недели люди заняты на работе, богослужения совершались в выходные дни — пятницу и субботу.

 

В Ливии чувствуешь себя свободно

Несмотря на то, что Ливия достаточно закрытая страна, в ней чувствуешь себя свободно. Не ощущаешь напряженности, какую испытываешь в тех же Египте, Турции или Сирии. Возможно, причина тому не избалованность ливийцев туристами, и вообще, иностранцами. По крайней мере, в Ливии не встретишь местного жителя, который будет требовать доллар за какие-то услуги. За все время моего пребывание в этой стране ни разу не возникла конфликтная ситуация с местными жителями.

 

Внутренняя обстановка в стране

Храм св. ап. Андрея в ТриполиГоворя о последних событиях, я не могу выступать от имени Церкви, выскажу только свое личное мнение. В Ливии недовольных властью людей нет. Во всяком случае, я о таких не слышал. Ничего, о чем показывается по телевидению — не существует. Все, что вы видите или слышите о событиях в этой стране — делите на 100 или даже на 1000.

В стране бесплатная медицина, образование, двух человек из каждой семьи государство за свой счет учит в любой стране мiра (от Лондона и Нью-Йорка до Москвы и Киева), нет квартплат, бесплатный свет, бесплатный для населения газ, добыча природных ресурсов распространяется равноправно на каждого жителя государства (это примерно по 400$ каждый месяц). Большой социальный пакет. А теперь еще и налоги отменили.

Как вы думаете, у жителей такой страны могут быть претензии к государству? На мой взгляд, все показанное в СМИ — преувеличено. Вы видели хоть раз по телевидению, чтобы показывали разгромленные города, разбитые дома, сотни погибших? Почему их не показывают, а только говорят, как и не показывают тех, кто предал Каддафи? — Я думаю, их просто нет.

 

Ливийцы называют Каддафи ласково — «папа»

Поверьте, я был в Ливии и могу сказать, и каждый, кто там был — подтвердит мои слова — общество поддерживает Каддафи. Сейчас в этой стране проходят многотысячные митинги в его поддержку. И ничего подобного в поддержку оппозиции. Я включаю телевизор и вижу, что показывают митингующих, но при этом говорят, что они выступают против него. Почему же тогда у этих людей зеленые флаги Каддафи, а не триколор повстанцев?

Ливия — это племенная страна. В ней около тридцати племен, они административно разделены на регионы. И они между собой совершенно мирно сосуществуют, это первый признак здоровой политики. Эти люди ничего не делят, и с политикой руководства страны у них нет противоречий. Вы нигде не увидите ни одного памятника Каддафи, он против этого. Он даже не президент, он лидер своего народа, который просто называет его ласково — «папа». Вы много знаете руководителей, которые не присваивали себе орденов, медалей, званий? Он даже не генерал. Он как был полковником более 20 лет назад, так им и остался. У него нет юридических рычагов управления государством, но он все сумел правильно построить и поставить.

Думаю, если бы не было иностранного вмешательства, Каддафи сумел бы навести порядок. Все к этому шло.

 

Протоиерей Захария Керстюк, www.pravmir.ru

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>