<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Беседа Христа с самарянкой

 

В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.

 

«Спасение от Иудеев», — сказал Иисус Христос. Однако впервые Он открыто исповедовал Себя Мессией перед самарянкой — женщиной из народа, с которым иудеи избегали даже разговоров, поскольку считали самарян вероотступниками. Почему?

У кого на даче нет водопровода, тот знает, что такое время от времени ходить к колонке за водой. Набираешь несколько канистр, ставишь их на тележку — и вперед.

И вот представьте такую ситуацию. Летний полдень, Вы стоите у колонки и ждете, пока наполнятся все канистры. Летают бабочки и прозрачные мошки. Жарко. Скучно.

А тут рядом на бревнышке сидит молодой человек. Волей-неволей перекинешься с ним двумя-тремя словами. Вот только о чем? О погоде, о редисе, который уже вырос у соседей, о «Евровидении»? Если человек Вам симпатичен, Вы будете говорить о том, что Вас действительно волнует, чем хочется поделиться:

— А ты, случайно, не смотрел этот фильм? А не читал статью в новом журнале?

Интересно, если встретится священник или семинарист в подряснике, спросит кто-нибудь:

— Я вот тут одно место в Евангелии не понимаю. Объясните? И вот еще у пророка Иеремии мне кое-что совсем неясно...

Разговор на «богословскую» тему кажется чем-то специальным, далеким от жизни. Этаким предметом ученых «штудий» для избранных. А ведь правильно понимать то, что написано в Библии, представлять себе историю Церкви — это самая обычная для христианина вещь. Непонятно, как можно быть, например, переводчиком и не разбираться в грамматике языка и не стремиться обогатить словарный запас. Странно быть христианином и не пытаться разобраться даже в основах своей веры, не стараться узнать о ней как можно больше. Спросит тебя кто-нибудь: «А вот это у православных что такое?». А ты и не знаешь, что ответить.

Сегодня на литургии из Евангелия читают фрагмент о встрече Иисуса Христа и самарянки у колодца.

Иисус Христос родился и вырос в Иудее. Исторически получилось так, что между иудеями (которые жили южнее в Иудее со столицей Иерусалимом) и самарянами (чье государство располагалось севернее и имело столицей Самарию) были разногласия в вопросах веры. Иудеи считали, что совершать богослужение можно только в Иерусалиме на Храмовой Горе, а самаряне не придерживались этой традиции и построили у себя, тоже на горе, другой храм.

Религиозный конфликт был настолько острым, что они даже не разговаривали между собой. Но для Христа не существовало подобного разделения между людьми, главным было внутреннее состояние и расположение сердца.

Разговор между Иисусом Христом и самарянкой у колодца удивителен не только из-за того, что здесь Христос впервые сказал о себе как о Мессии. Увидев, что перед ней знающий человек (вероятно, выглядевший как учитель-раввин) в коротком разговоре самарянка поспешила спросить его о вещи, которая ее очень сильно интересовала. Это были не цены на продукты, не новости из иудейских селений, в которых она вряд ли когда-то бывала или надеялась побывать.

— Где и как правильно поклоняться Богу? — спросила эта женщина, имевшая пять «мужей», по тогдашним (да и по нынешним) меркам далеко не праведница. Если бы каждый вот так пытался разобраться в вопросах веры!

Именно в ответ на этот искренний интерес женщины к вопросам веры Христос открылся ей как Мессия (а ведь тогда он не говорил об этом даже с апостолами!). Именно как ответ на слова женщины, как писал о. Иоанн (Крестьянкин), «здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной».

После этой встречи Фотина (как звали женщину) стала ходить в селение, рассказывая об Иисусе Христе, долгожданном Мессии, с которым она однажды встретилась. Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Фотину убили, живой бросив в колодец. У колодца она увидела Источник Жизни, у колодца нашла и смерть — теперь уже как переход из времени в Вечность.

 

Ольга Богданова, «Татьянин день», www.taday.ru

 

 

Вопрос священнику

 

Мои родственники ходят в другую, не православную, церковь, в которой нет икон. Вчера они мне задали вопрос: зачем мне молиться перед иконами святых и читать им молитвы, если можно прочитать молитву Богу и тем самым обратиться к Нему напрямую. К тому же привели пример из Библии, где сказано, что единственный посредник между Богом и человеком — Иисус Христос (1 Тим. 2, 5). Как мне правильно и аргументированно дать ответ на этот вопрос, учитывая, что все свои аргументы они берут из Библии. И еще один вопрос: они считают, что крестить детей не надо, т. к. это должно быть осознано самим человеком. Прочитали строки из Библии (1 Кор. 7, 12–14). Я им ответила, что только при Крещении Бог дает Ангела-хранителя человеку. На что мне сказали: а где это в Библии написано? Помогите, пожалуйста, батюшка, ответить мне на эти вопросы.

Надежда

 

Ваши родственники, вероятно, относятся к одной из протестантских деноминаций, признающих в качестве единственного непререкаемого авторитета Библию. При этом провозглашается принцип свободного толкования Священного Писания, который при отсутствии общепринятого критерия истинности частного мнения привел к расколу протестантизма на десятки различных сообществ, некоторые из которых трудно считать христианскими.

Между тем в самой Библии можно найти указание на то обстоятельство, что Божественное Откровение осуществляется исторически и не заканчивается вместе с завершением земной жизни Иисуса Христа.

Так, в последней своей беседе с учениками Христос говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Ин. 16, 12–13).

После Вознесения Господа Иисуса Христа Бог не покидает землю. Он возвращается в Ипостаси Духа Святого и до конца времен пребывает в Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23). Божественное Откровение продолжается в Церкви в форме Священного Предания, содержащего догматы и богословские мнения, признанные соборным опытом Церкви истинными, спасительными и поэтому обязательными для исповедания всеми членами Церкви. Почитание святых икон — одно из таких церковных установлений. Это часть Священного Предания, основанная на исторической традиции и подкрепленная авторитетом Седьмого Вселенского Собора и Поместного Константинопольского Собора 842 года.

Протестанты, стремящиеся к восстановлению церковной жизни первых веков христианства, должны знать, что в катакомбах — местах, где на могилах мучеников совершались богослужения первых христиан, сохранилось множество священных изображений, которые и были первыми иконами. По обстоятельствам времени это были очень простые изображения, ставшие впоследствии основой искусства иконописания, быстро развивавшегося в Церкви начиная с IV века.

Библия действительно ничего не говорит об иконопочитании, поскольку никаких икон в библейскую эпоху быть не могло. Никакое адекватное изображение Божества до Боговоплощения было невозможным. В силу того, что до Воскресения Христова все люди после смерти оправлялись в ад, не было и святых, которым можно было бы возносить молитвы. В дохристианскую эпоху могли существовать только изображения святых Небесных Сил бесплотных, и Библия не только не запрещает священные изображения, но и настаивает на том, чтобы они были сначала в Скинии, а затем и в храме, как символ постоянного присутствия Бога. Так, например, Сам Господь объясняет Моисею, как должен быть изготовлен Ковчег Завета: Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы… и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым (Исх. 25, 18, 20, 22). Изображения Херувимов присутствуют и в храме, построенном Соломоном, причем это не какие-то второстепенные декоративные детали, а именно священные изображения внушительных размеров: Поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом (3 Цар. 6, 27–28).

Непонятно, какое отношение имеет суждение апостола Павла о возможности для христианина вступать в брак с неверующим человеком (1 Кор. 7, 12–14) к вопросу о крещении младенцев. Для протестантов отказ от крещения детей вполне логичен, поскольку для них Крещение — это только обряд, подтверждающий личную веру, которая в полной мере осознается только достаточно взрослым человеком. В Православной Церкви Крещение — это таинство вхождения в Церковь, в котором человеческая воля (в случае с младенцами — воля родителей) соединяется со спасительной Божественной благодатью. То есть Крещение — не какой-то подтверждающий веру ритуал, а реальное вхождение в Церковь, реальное соединение с Христом: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27).

Бог, как известно из апостола Павла (см. 1 Тим. 2, 4), хочет, чтобы все люди (в том числе и младенцы) спаслись и пришли в познание истины. Более того, Сам Христос говорит о Крещении как о необходимом условии спасения: Истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). В наставлении, которое Христос дает своим ученикам непосредственно перед Своим Вознесением, это необходимое условие в соединении с живой верой, которая должна стать делом всей человеческой жизни, создает достаточное условие спасения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

Признавая ценность личной свободы, ни один разумный человек не откажется лечить заболевшего ребенка на том основании, что он не может твердо и осознанно заявить о своем желании лечиться. Точно так же ни один верующий во Христа человек не может лишить детей благодатного попечения Церкви, из-за того, что ребенок не может сказать о своем желании быть крещенным. Кроме того, даже не особенно чуткий в духовном отношении человек может заметить даже в самых маленьких детях мольбу о помощи свыше.

В Священном Писании Нового Завета есть несколько косвенных свидетельств о том, что уже апостолы крестили малолетних детей. Так, например, в книге «Деяния святых апостолов» рассказывается о том, что апостол Павел крестил все семейство некой Лидии (см. Деян. 16, 14–15) и некоего темничного стража (см. Деян. 16, 33). Хотя наличие детей в этих семействах особым образом не оговаривается, вероятнее всего они участвовали в Крещении. Ведь в других случаях, например, в повествованиях о чудесном насыщении несколькими хлебами нескольких тысяч человек, специально отмечается: «кроме женщин и детей».

В Православной Церкви перед Крещением совершается чин наречения имени. При этом входящий в Церковь человек получает небесного покровителя — прославленного Церковью святого, в честь которого он получил имя. Протестанты, отрицающие святость в православном понимании, лишают себя этой помощи.

 

Протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь
Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>