<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>

 

Памяти святителя Иоанна (Максимовича)
архиепископа Шанхайского
и Сан-Францисского, Чудотворца (1966)

 

Феликс Разумовский Это был человек, живой везде. Блаженный Иоанн вначале учился и преподавал в Сербии, потом епископствовал в Шанхае, Париже, Брюсселе, Голландии, Сан-Франциско и всюду своим присутствием оживлял людей и сохранял от смерти. Так, например, он вместе с пятью тысячами беженцев из Китая провел 27 месяцев на острове Тубабао, находившемся на пути сезонных ураганов. Однако за это время люди только один раз видели тайфун, который внезапно переменил курс и миновал остров, Когда русские спрашивали местных жителей об опасности ураганов, те отвечали, что нечего беспокоиться, ведь «ваш святой человек обходит весь лагерь и осеняет его крестным знамением с четырех сторон». После того, как людей эвакуировали, и они разъехались по разным странам, подули ветры, и налетевший тайфун разрушил лагерь до основания.

Блаженный Иоанн запомнился всем своей жизнерадостностью, простотой, особенно при общении с детьми, своим легким малороссийским юмором. Владыка даже внешне походил на ребенка, только c густой бородой, — низкорослый, немного неуклюжий. Часто после богослужения он шутил с мальчиками-прислужниками, слегка постукивая непослушных по голове посохом. Иногда кафедральный клир бывал смущен, видя, как Владыка во время службы (правда, всегда вне алтаря) начинал играть с маленьким ребенком. А кропить святой водой блаженный Иоанн любил не сверху на головы, как принято, но прямо в лицо (на что одна маленькая девочка воскликнула: «Он брызгается!») — с явным озорством и полным безразличием к дискомфорту некоторых чопорных персон. Дети были ему абсолютно преданы.

Радость жизни, переполнявшая блаженного Иоанна, особенно ярко проявлялась в пасхальную ночь, когда он облетал, — как описывает очевидец, — весь пространный Шанхайский собор, выкрикивая от избытка радости победоносные «Христос воскресе!», «Христос воскресе!». Его подлинному ликованию, казалось, не было предела...

Однако представлять жизнь архиепископа Иоанна как сплошной праздник — было бы всего лишь красивой сказкой. Гонения, злословие, преследования — эту чашу Владыке также пришлось испить сполна. Он даже вынужден был появиться в американском гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения и клевету. И блаженный Иоанн пил поругания как воду живую. Множество испытаний, которые на долю праведников выпадают в особенной степени, Владыка переносил все с тем же светлым духом, зная, что только претерпевший до конца получит венец жизни.

Однажды Владыка пришел на хэллоуинский бал, где принято рядиться в костюмы ведьм, духов, как бы вызывая темные силы. Это происходило, к тому же, накануне большого церковного праздника. Музыка прекратилась, Владыка в полном молчании пристально посмотрел на онемевших людей и стал неспешно обходить зал с посохом в руке. Он не произнес ни слова, да в том и не было нужды: один его взгляд уязвил совесть каждого, вызвав всеобщее оцепенение...

Однажды, когда архиепископу Иоанну довелось быть в Марселе, он решил отслужить панихиду на месте жестокого убийства сербского короля Александра. Никто из его клира по ложному стыду не захотел служить с ним. Владыка пошел один. Жители Марселя были поражены, увидев священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и бородой, расхаживающего с чемоданом и метлой прямо на дороге. Его заметили фоторепортеры и сразу принялись снимать. Владыка тем временем остановился, вычистил метлой небольшую часть тротуара, открыл свой чемоданчик и начал извлекать содержимое. На выметенном месте он положил епископские орлецы, разжег кадильницу и начал служить панихиду.

Юродивый епископ в XX веке, да еще в Европе или Америке, — не сон ли это? В одной из католических церквей Парижа священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых! Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой — Saint Jean Pieds-Nus (святой Иоанн Босой)?» Такое имя блаженный Иоанн получил потому, что всегда ходил босиком. Ему это запретили после серьезного заражения крови от пореза стеклом, предписали носить ботинки. Он их носил — под мышкой. Пока не пришло очередное распоряжение — надеть их на ноги.

Архиепископ Иоанн часто и в церкви служил босиком, чем приводил в недоумение других священников. Однако каждое его действие имело глубокий внутренний смысл и рождалось от живого ощущения присутствия Божьего, Пророк Моисей услышал: Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая, — блаженный Иоанн показывал, что ныне вся земля освящена стопами Христа и на всяком месте мы предстоим Живому Богу.

Сам Владыка для многих становился как бы ангелом Божиим. Один бродяга из Лиона с жаром рассказывал, как блаженный Иоанн ходил по ночному Шанхаю в самые трудные годы и раздавал хлеб и деньги даже пьяницам. Спасать людей от смерти — было одной из главных его забот, и бесчисленны случаи, когда он своим приходом, будто живой водой, напаивал умирающих. Вот что рассказывает, например, госпожа Л. Лю.

«В Сан-Франциско муж мой, попав в автокатастрофу, очень болел: он страдал ужасно. Зная силу молитв Владыки, я думала: “Если бы его пригласить к себе, то муж бы поправился”. Проходит два дня, и вдруг приезжает Владыка — он у нас провел всего минут пять. Тогда был самый тяжелый момент в болезни моего мужа, и после этого посещения у него настал резкий перелом, а вскоре он совсем выздоровел. Позже я встретила шофера, который вез тогда Владыку в аэропорт. Вдруг Владыка говорит ему: “Едем сейчас к Лю”. Тот возразил, что они опоздают на аэроплан и что сию минуту он повернуть не может. Тогда Владыка сказал: “Вы можете взять на себя жизнь человека?”»

2 июля 1966 года блаженный Иоанн умер. Однако исцеления и чудеса продолжаются и по его смерти для призывающих его с верою в любой точке земли. Воистину, на нем сбылись слова Спасителя: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Для нас нет умерших святых — Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. И каждый, обратившись к блаженному Иоанну, может испить этой воды. А потому легко нам принять его слова: «Хотя я умер, однако жив».

 

Владислав Томачинский, «Татьянин День»

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»

<< К предыдущему материалуК следующему материалу >>