Христианские притчи

 

 

ХВАТИТ и ОДНОЙ ДУРНОЙ МЫСЛИ

Чтобы рыба оказалась в котле, ей достаточно один раз проглотить наживку.
Чтобы стать вором, хватит и одной кражи.
Чтобы разбиться в пропасти, достаточно и одного шага.
Чтобы испытать бесчисленные горести, хватит и одной дурной мысли.

 

ТВОЙ КРЕСТ

Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело. И пошел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
— Можно, я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и говорит:
— Выбирай.
Зашел человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжелые, и легкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и легкий крест, и, наконец, нашел маленький-маленький, легонький-легонький крестик, подошел к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть.

 

КОЛОДЕЦ

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

 

ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ

Один ортодоксальный христианин принимал на веру все, что написано в Библии, буквально. Однажды к нему с вопросом обратился ученый:
— Согласно Библии, Бог сотворил Землю пять тысяч лет назад. Но ученые обнаружили кости, свидетельствующие о том, что жизнь на Земле зародилась на миллион лет раньше.
В ответ христианин сказал:
— Когда Бог создавал Землю пять тысяч лет назад, он намеренно оставил эти кости, чтобы испытать нашу веру и узнать, чему мы скорее поверим: Его Слову или научному свидетельству.

 

ПОЛНОТА ПОНИМАНИЯ МИРА

Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере.
Один христианин, житель этого города, подошел к нему и сказал: «Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать свое время на них».
Старец посмотрел на него и сказал: «Ты прав».
Несколько минут спустя подошел к старцу другой христианин и сказал: «Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова Евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя».
Старец посмотрел на него и сказал: «Ты прав».
Ученик не выдержал и спросил старца: «Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же слова, хотя говорили они тебе совершенно противоположные вещи?»
Старец сказал ученику: «Ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, соответствующую их пониманию мира. Первый во всем видит только плохое, второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его увидеть. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира. Ни один из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю...»

 

Доброе и злое

Женщина жалуется:
— Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю.
Священник улыбается:
— Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?
— Доброго, — откликается женщина.
Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить:
«Господи, помоги!» И ведь уходят...

 

«Пустой» горшок с медом

Монах пришел как-то к своему наставнику и говорит:
— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои? Авва ответил:
— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с медом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мед из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался.
— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
— Отче, пустой горшок пахнет медом, и там, на донышке осталось немного густого меда.
— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасет твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.

 

Поверь!

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю без надежность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
«Ну, — подумал он, — только один Бог мо жет спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?» Поэтому он позвал: «Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!» Ответа не было.
Он позвал снова: «Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя».
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: «О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!» Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. «Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!» — «О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!»
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: «Ну хорошо. Я спасу тебя... Отпусти ветку». «Отпустить ветку?!, — воскликнул человек. — Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?»

 

Время

Находите время для молитвы, это — дыхание души.
Находите время для богослужения, это — братское общение с Богом.
Находите время для чтения Библии, это — источник мудрости.
Находите время для работы, это — условие успеха.
Находите время для размышлений, это — источник силы.
Находите время для игры, это — секрет молодости.
Находите время для чтения, это — основа знаний.
Находите время для дружбы, это — условие счастья.
Находите время для мечты, это — путь к звездам.
Находите время для любви, это — истинная радость жизни.
Находите время для веселья, это — музыка души.

 

Парикмахер

Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге.
— Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это. Поэтому я не верю в Его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
— Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.
— Как это так? — удивился парикмахер. — Один из них перед вами.
— Нет! — воскликнул клиент. — Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, вон как тот человек, который идет по улице.
— Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.
— В том то и дело! — подтвердил клиент. — И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему.

 

Деревянная кормушка

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из нее.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.
— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.
— Деревянную кормушку, — ответил малыш. Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

 

И что же дальше?

Молодой жизнерадостный человек пришел к отцу и говорит:
— Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-то я нашел свое счастье!
— Очень хорошо, сын мой, — ответил отец, — значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?
— Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет.
— И что же дальше? — не отступал отец.
— Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.
— А дальше?
— А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
— А дальше?
— А потом я пойду на заслуженный отдых — буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.
— Что же будет потом?
— Потом? — юноша на минуту задумался. — Да, вечно никто на этой земле не живет. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть.
— А что потом? — спросил старый отец. — Дорогой сын, что же будет потом? — дрожащим голосом проговорил отец.
Сын еще больше задумался и сказал:
— Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное.

 

Кораблекрушение

Единственный человек, уцелевший после кораблекрушения, был выброшен волной на маленький необитаемый остров.
Он лихорадочно молился о том, чтобы Бог спас его. Он каждый день высматривал горизонт в поисках приближающейся помощи. Вымотавшись окончательно, он решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от стихий и сохранить свои владения. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем, гарь поднималась к небу. Самым ужасным оказалось то, что все было потеряно. Он был охвачен горем и гневом.
— Бог, как Ты мог так поступить со мной! — рыдая, кричал он.
Рано утром на следующий день его разбудил звук корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.
— Как вы узнали, что я здесь? — спросил утомленный человек своих спасателей.
— Мы видели твой дымовой сигнал, — ответили они.

 

Молитва

Жили-были на острове три пустынника, имевшие у себя икону Святой Троицы. И так как люди они были простые, необразованные, то молились перед этой иконой не иначе, как придуманной ими самими молитвой: «Трое вас и трое нас, помилуйте нас»! Так они постоянно твердили одну и ту же молитву.
Вот однажды пристали к их острову путешественники, и старцы стали просить, что бы те научили их молиться. Путешественники стали учить их молитве «Отче наш» и некоторым другим, а выучив, поплыли дальше по морю на корабле. Но отплыв недалеко от берега, они вдруг увидели, что старцы бегут за ними по воде и кричат:
— Подождите, мы забыли вашу молитву!
Увидев их ходящими по водам, путешественники изумились и сказали:
— Молитесь, как умеете.

 

Две лопаты

В кузнице отремонтировали две лопаты. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Ее жизнь была легче, чем жизнь другой лопаты, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привез на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе лопаты вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Та, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:
— Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своем углу.
— Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.

 

Адский огонь

Однажды один юродивый повстречал царя.
— Ты откуда идешь, странник? — спросил правитель.
— Из ада, — ответил тот.
— И что же ты делал там?
— Нужен был огонь, чтобы раскурить трубку, и я решил спросить, не поделятся ли жители ада им со мной.
— Ну и как, взял огня? — спросил царь.
— Нет, тамошний владыка ответил, что у них нет его. Я, конечно, спросил, как же так? На что хозяин ада ответил:
— У нас нет здесь огня, каждый приходит со своим собственным.

 

Изменить себя

Один мудрец рассказывал:
— Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил: «Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир». Всюду я видел несправедливость.
Когда я повзрослел, я стал молиться так: «Изменить мир — непосильная ноша. Прошло полжизни, а я не изменил ни одного человека. Поэтому позволь, о Господи, изменить мне моих близких».
А когда я состарился и осознал, что даже семья — это слишком много, тогда я понял, что если мне удастся изменить хотя бы себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. Сейчас молюсь я так: «Господи, я понял и хочу изменить самого себя, позволь мне сделать хотя бы это!»
И Бог ответил мне: «Теперь уже не осталось времени. Ты должен был думать об этом в самом начале».

 

Молитвы по привычке

В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел проповедник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие фруктовые соки и подали очень вкусное блюдо. Семья села за стол. Все смотрели на проповедника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но проповедник сказал:
— Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.
Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой проповедник, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год... Поэтому мы больше не молимся.
Проповедник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:
— Папа, неужели мне не нужно больше утром приходить к тебе и говорить «доброе утро»?

 

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

 

Голубь

Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот выслушивал его и кивал головой, но наконец сказал:
— Посмотри внимательно: куда бы ты не улетел, запах остается. Может быть причина запаха не в гнездах, а в тебе?

 

Чудо

Однажды человек проделал долгий путь по суше и по морю и явился в пустыню, чтобы увидеть прославленного старца.
— Скажи, какие чудеса творит твой учитель? — спросил он у молодого монаха.
— Смотря, что называть чудом, — ответил тот. — В вашей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.

 

Богатство

Однажды мудреца спросили об одном человеке, богат ли он.
— Не знаю, — ответил тот. — Мне лишь известно, что у него много денег.
— Значит, он богат?
— Быть богатым и иметь много денег — не одно и то же, — ответил мудрец. — По-настоящему богат лишь тот, кто вполне доволен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.

 

Как стать мудрым

Однажды пришел молодой человек к мудрецу и спросил:
— Научи меня быть мудрым. Скажи, что для этого надо делать?
Но мудрец ничего ему не ответил. Несколько дней подряд юноша упорно ходил за мудрецом, повторяя свой вопрос.
Однажды мудрец жестом пригласил молодого человека следовать за собой, привел его к реке и завел на достаточную глубину. Схватив за плечи, он погрузил юношу в воду и какое-то время держал под водой, не обращая внимания на его отчаянные попытки освободиться.
Наконец мудрец отпустил юношу и, когда тот отдышался, спросил:
— Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего на свете?
— Воздуха! Только воздуха! — ответил юноша без колебаний.
— А не желал ли ты в тот момент богатства, удовольствия, могущества? Или, может быть, любви женщины?
— Нет, господин мой, я жаждал только воздуха и думал только о воздухе.
— Итак, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно жаждать Бога, как только что жаждал воздуха. Ты должен искать Бога, отказываясь от всех прочих целей жизни. Если ты будешь стремиться к Нему с таким рвением, сын мой, ты непременно станешь мудрым.

 

Хрупкие игрушки

Однажды в селение пришел старый муд-рый человек и остался там жить.
Он любил детей и проводил с ними много времени. А еще он часто делал им подарки, но почему-то всегда дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, игрушки все время ломались, и это очень их расстраивало. А новые игрушки, которые дарил им мудрец, были еще более хрупкими.
Однажды родители не выдержали и пришли к старику:
— Ты мудр, и мы видим, что ты желаешь нашим детям добра. Но зачем ты делаешь им такие странные подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь подаренные тобой игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит вашим детям свое сердце. Может быть, мои подарки научат их обращаться с будущим бесценным даром хоть немного аккуратней?

 

Священник и водитель автобуса

Умер один священник. Небесная канцелярия рассматривает его дело и направляет священника в ад. А только что умершего водителя автобуса отправляют в рай.
«Господи! Это несправедливо!!! — возмутился священник. — Я же тебе всю жизнь служил верой-правдой... Молился-постился, проповеди читал, прихожан на путь истинный наставлял, разумное-вечное-доброе сеял... И после всего этого в ад?!»
«Все верно, — отвечает Господь. — Ты проповеди читал. А прихожане что в это время делали? Верно, спали! А когда он автобус вел, что пассажиры делали? Молились!!!»

 

В аду и в раю

Умер мужик, но через пять минут вновь воскрес. Удивленные врачи спрашивают, что он видел на том свете. Мужик отвечает: «Мне Бог исключение сделал, показал и рай, и ад». Врачи спрашивают: «Ну и как там, в аду?» — «А там такой огромный бесконечный стол с самой роскошной едой, какую я когда-либо видел, а за столом этим сидят грешники жутко голодные, смотрят на еду, слюни пускают, а ни кусочка съесть не могут». — «Им что же, ничего со стола взять не разрешают?» — «Почему не разрешают, разрешают», — отвечает мужик. «А что ж тогда они голодные сидят?» — «Да у них руки в локтях не гнутся, вот такое им вечное мученье». — «Н-да-а-а..., — удивились врачи и спрашивают, — А в раю как?» — «А в раю такой же огромный стол с роскошной едой. За столом сидят праведники и у них тоже руки в локтях не гнутся». — «Как, неужели они тоже голодными сидят?» — «Нет, — отвечает мужик, — они кормят друг друга».

 

Магазин

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
— Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью.
— Да, это Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
— У меня можно купить все, — прозвучал ответ.
— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
— И это все?! — воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
— Да, это все, — ответил Бог и добавил, — Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

 

Луковка

Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел.

 

Три ливанских кедра

Некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры растут очень медленно, и эти три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.
Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона, и как затем в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они видели лицом к лицу заклятых врагов: Иезавель и пророка Илию. При них был изобретен алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят караваны, груженые красочными тканями.
И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.
— После всего, что мне довелось повидать, — сказал первый, — я хотел бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.
— А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро, — сказал второй.
— А что до меня, — сказал третий, — то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.
Прошли годы и годы, и вот, наконец, в лесу появились дровосеки. Они срубили кедры и распилили.
У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью.
Бревна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе.
Горько сетовали три кедра: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения».
Время шло, и вот однажды, звездной ночью, некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила Сына и положила Его в ясли, на мягкое сено. И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли (Христу).
Несколько лет спустя в одном скромном деревенском доме люди сели за стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе.
И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и Божеством.
На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу.
Но не прошло и трех дней, как он понял уготованную ему долю: человек, висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества.
Так исполнилась судьба трех ливанских кедров: как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли.

 

Следовать пути

Святой отшельник вышел из леса и поселился среди людей. Молва о нем разлетелась далеко вокруг, и люди потянулись к нему. Одни просили благословения, другие — совет; святой никому не отказывал.
Один очень богатый человек, приехав в карете, был явно разочарован видом святого, и, разглядывая его ветхие одежды, сказал:
— О, почтенный! Как плохо ты живешь! Святой внимательно посмотрел на него и сказал:
— Я живу бедно, но не плохо. Плохо живет тот, кто знает о Пути и имеет силу, но не следует ему.

 

Три монаха

Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собой людей. Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог примирить всех, и со скорбью придя к посещавшему больных, нашел его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:
— Смотрите на воду.
А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:
— Смотрите, теперь вода устоялась.
Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:
— Так бывает и с человеком, живущим среди людей, — от смущения он не видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.

 

Лисици и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода? Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила она их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх, ты! Будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, ты бы, прежде чем войти, подумал, как выйти».
Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

 

Мельник

Жил когда-то на свете один жадный мельник. Его маленькая водяная мельница стояла на берегу небольшой речушки. На опушке леса мельник перегородил речку большой плотиной. За плотиной собиралось много-много воды, так что получалось целое озеро. По специальной трубе вода стекала с большой высоты на мельничное колесо и тем приводила его в движение. Ежедневно он перемалывал на своей мельнице много мешков зерна.
Однажды мельник заметил небольшую трещину в стене плотины. Ему посоветовали сразу же отремонтировать ее, чтобы не случилось какого несчастья. Но жадный мельник сказал, что о такой мелочи даже говорить не стоит, и что несколько капель, которые просачиваются сквозь трещину, не смогут повредить плотине. На самом же деле ему просто не хотелось тратить время и деньги на ремонт. Вечером трещина стала шире. Рабочие на мельнице обратили на это внимание мельника и попросили его заделать трещину. Но жадность мельника затмила его здравый рассудок.
— Сегодня уже поздно, — сказал он, — подождем до завтра.
В полночь мельник проснулся от сильного шума. Он вскочил с кровати, сбежал по лестнице вниз и увидел, что плотину прорвало. Вода из запруды растеклась, и мельник увидел, что почти все его поля залиты водой. Маленькая причина, а какие большие последствия!

 

Свет в ночи

Одна женщина жаловалась соседке на подругу, обидевшую ее. Соседка успокаивала ее и уговаривала простить подругу.
— Простить? Да как же это? После того, что она мне сделала? Ведь она такая злая! Нет, зло нельзя прощать, — сказала женщина. И вообще, почему я должна любить людей, не любящих меня, почему я должна делать добро, когда вокруг меня все обманывают, предают и делают пакости?
— Расскажу я тебе одну историю, — говорит ей соседка.
— Жил на свете человек. И просил он Матушку-природу сделать так, чтобы по ночам было светло, чтобы свечек не зажигать, и чтобы зимой было тепло, чтобы печь не топить. Но Матушке-природе виднее, что и как должно быть, поэтому не вняла она просьбам человека.
Рассердился на нее человек и решил: «Ах, ты так, да? Ну, тогда и я не буду по ночам зажигать свет и не буду им светить тебе. И зимой печь топить я тоже не буду, чтобы ее теплом не греть тебя. Я даже дверь на улицу открывать буду, чтобы и в доме тепла не осталось, тогда посмотришь, как тебе холодно будет».
— Ну и дурак же, — перебила женщина рассказ соседки, — думал, что своим светом он светит природе, а своим теплом греет ее в лютый мороз. Надменный болван! Да ведь это в первую очередь надо было ему самому. А она — матушка — сама о себе позаботится.
— Так почему же ты, — спросила соседка, — делаешь то же самое»?
— «Я», — удивилась женщина?
— Да, ты. Почему ты тушишь свет своей любви, когда вокруг тебя сгущается тьма, и почему ты не зажигаешь очага своего сердца, когда вокруг веет холодом людских сердец? Не лучше ли, чем сидеть в темноте и ждать пока кто-то посветит тебе, самой «зажечь свет» и посветить и себе, и другим. Ведь тогда и ты сама увидишь путь, и, возможно, окружающие увидят его и пойдут по нему вместе с тобой рука об руку. И чем сидеть в холоде и ждать пока кто-то согреет тебя, не лучше ли разжечь очаг своего сердца и его теплом согреться самой и согреть сердца других людей, и тогда, глядишь, от их потеплевших сердец не будет веять таким холодом.

 

Полная картина

Всю жизнь прожили два брата за высокой городской стеной, никогда не видели ни полей, ни лугов. И вот однажды решили они отправиться в деревню.
Шли братья по дороге и увидели пашню, на которой работал земледелец. Глядели они на него и удивлялись:
— Что он делает? Раскапывает землю и оставляет на ней глубокие полосы! Зачем портить ровную землю, покрытую нежной зеленой травой?
Потом они увидели, как он бросает в борозды зерна.
— Сумасшедший какой-то! — воскликнули они. — Берет хорошую пшеницу и бросает в грязь!
— Не нравится мне деревня, — сказал раздраженно один из братьев, — странный народ тут живет. И он вернулся в город.
А второй брат остался в деревне. Всего через несколько недель он заметил разительную перемену. Засеянное поле начало покрываться молодой зеленью, еще более прекрасной и нежной, чем прежняя. Это открытие его так впечатлило, что он написал брату, чтобы тот приехал не мешкая, и сам посмотрел, какие чудесные перемены произошли в деревне.
Брат приехал и впрямь восхитился.
Шло время, и зеленые побеги становились золотыми колосьями. Теперь оба поняли, для чего трудился земледелец. Когда пшеница совсем поспела, принес он косу и стал косить. Тут нетерпеливый брат закричал:
— Он ненормальный, этот человек! Так тяжело трудился все эти месяцы, выращивая чудную пшеницу, а теперь своими руками срезает ее! Что за глупость! Смотреть тошно! Ухожу обратно в город!
А терпеливый брат продолжал жить в деревне. Он наблюдал, как земледелец убирает урожай в амбар, как ловко отделяет зерно от мякины, и пришел в восторг, увидев, что тот собрал пшеницы во сто крат больше, чем посеял. Только теперь ему стало ясно до конца: во всем, что делал земледелец, были своя цель и здравый смысл.
Так же и с Богом.
Все Его замыслы — нам на благо. Но смертный, видя малюсенькую часть Его творения, не может постичь всей сущности и смысла деяний Всевышнего.

 

Взгляд и вздох

Жили по соседству два еврея. Один из них был знатоком Торы, а другой — бедным работником.
Ученый сосед вставал до зари и спешил в синагогу. После нескольких часов занятий он долго и беззаветно молился, отправлялся домой, наскоро завтракал и возвращался в синагогу, чтобы заниматься до обеда. Затем он шел на рынок, где заключал небольшие сделки, обеспечивавшие ему средства для удовлетворения насущных потребностей, и возвращался в синагогу. Вечером, после молитвы и трапезы, он снова засиживался над священными книгами до глубокой ночи.
Бедный сосед также вставал рано. Но его положение не позволяло ему уделять много времени изучению Торы. Несмотря на то, что он много работал, ему едва удавалось заработать на хлеб. Поспешно помолившись на рассвете с первым миньяном, он приступал к работе, которая отнимала у него весь день и большую часть ночи. В субботу, когда у него наконец появлялась возможность взять книгу в руки, он быстро засыпал от усталости.
При встрече во дворе ученый сосед бросал удовлетворенный взгляд на бедного работника и спешил к своим праведным занятиям. Бедный вздыхал и думал: «Какой я несчастный, и какой он счастливый. Мы оба спешим, он — в синагогу, а я — по своим земным делам».
Но вот эти два человека завершили свое пребывание на земле, и их души предстали перед Небесным Судом, где жизнь каждого человека взвешивается на чаше весов Божественного Правосудия. Ангел-адвокат положил на правую чашу весов главные добродетели ученого: многочисленные часы изучения Торы, молитвы, умеренность, честность. На левую чашу ангел-обвинитель положил единственный предмет: удовлетворенный взгляд, который ученый время от времени бросал на соседа. Левая чаша медленно начала опускаться, сравнялась с правой, а затем перетянула ее, хотя груз на той был весьма тяжел.
Когда бедный работник предстал перед Судом, ангел-обвинитель положил на левую чашу весов его жалкую, духовно ничтожную жизнь. Ангел-адвокат мог предложить лишь один предмет: печальный вздох, издаваемый работником при встрече с ученым соседом. Но именно этот вздох и уравновесил все, что лежало на левой чаше, поднимая и оправдывая каждое мгновение тяжкого труда и нищеты, испытанных при жизни этим работником.

 

Где же Бог?

Как-то одна супружеская пара, у которой уже выросли дети, спрашивала у одного священника:
— Если бы Бог существовал, то не допустил бы, чтобы люди страдали. Когда в мире столько зла, войн, насилия, то невольно появляется вопрос: а где же Бог? Почему Он все это не остановит? Если бы существовал тот Бог-Любовь, о котором Вы говорите, то мир не был бы таким...
Священник не стал сразу отвечать на их вопрос, а перевел разговор на другое.
— Как поживают ваши дети? — спросил он.
— Ой, знаете, столько проблем! — оживились его собеседники.— Мы их учим жизни, пробуем помочь, но они совсем нас не слушают!
— А знаете, у ваших детей нет родителей!
Эта фраза была для них как ведро холодной воды.
— Как нет?! Так ведь вот мы...
— Нет, — спокойно продолжал священник невозмутимым голосом, — если бы у них были родители, то они не допустили бы, чтобы их дети творили зло, ломали жизни себе и другим. Любящие родители не допустили бы такое.
— Но они же взрослые люди! Как мы можем заставить их слушаться?
— Вот видите, примерно такая же ситуация с Богом, когда Он смотрит на всех нас, своих детей, и думает: неужели нужно лишить их свободы, чтобы они перестали творить зло?

 

Абсолютная вера

Стояло засушливое лето, и фермеры, жители небольшого поселка, были обеспокоены тем, что будет с их урожаем. В один воскресный день после церковной службы они обратились к своему священнику за советом.
— Батюшка, надо что-то делать, или мы потеряем урожай!
— Все, что от вас требуется, — это молиться с абсолютной верой. Молитва без веры — это не молитва. Она должна исходить из сердца, — ответил священник.
Всю следующую неделю фермеры собирались дважды в день и молились, чтобы Бог послал им дождь. В воскресенье они снова пришли к священнику.
— Ничего не получается! Мы каждый день молимся, а дождя все нет и нет.
— Вы действительно молитесь с верой? — спросил их священник.
Они стали уверять его, что это так. Но священник возразил:
— Я знаю, вы молитесь без веры, потому что ни один из вас, идя сюда, не захватил с собой зонтик!

 

Существует ли зло?

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос.
— Все, что существует, создано Богом?
Один студент смело ответил:
— Да, создано Богом.
— Бог создал все? — спросил профессор.
— Да, сэр, — ответил студент.
Профессор спросил:
— Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога — это миф.
Еще один студент поднял руку и сказал:
— Могу я задать вам вопрос, профессор?
— Конечно, — ответил профессор.
Студент поднялся и спросил:
— Профессор, холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (–273 градуса по Цельсию) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
Студент продолжил:
— Профессор, темнота существует?
— Конечно, существует.
— Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем призмой Ньютона, разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота — это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.
В конце концов, молодой человек спросил профессора:
— Сэр, зло существует?
На этот раз профессор неуверенно ответил:
— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются ни чем иным, как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло — это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло — это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло — это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

 

Наклонности

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?».
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.
Ученики возблагодарили авву за поучение и удалились в размышлении.

 

Следы на песке

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Мое милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нес тебя на руках.

 

Богатство

Как-то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили:
— Скажи, отче, что нам делать, чтобы разбогатеть?
Старец хитро прищурился и сказал:
— Что же, дети мои, если послушаете меня, то разбогатеете. Есть в году один особенный день, и если Бог найдет вас в этот день работающими, то вы разбогатеете, а если нет, будете нищими.
— Открой нам этот день, отче! — вскричали юноши.
— Рад бы, дети мои, да по старости своей забыл я его, — улыбнулся старец, — потому вам лучше ни дня не оставаться без работы.

 

Царь и кузнец

Однажды мимо селения проезжал царь со свитой. Его лошадь потеряла подкову, пришлось завернуть в кузницу. Пока кузнец подковывал лошадь, царь расспрашивал его о жизни.
— О, великий царь, — жаловался кузнец, — не нравится мне мое ремесло: работа трудная, а денег приносит мало. И никто меня не уважает... Я бы хотел заняться чем-то другим.
Царь ответил:
— Работа трудна, потому что ты ленив. Она не приносит много денег, потому что ты жаден, и не приносит уважения людей, потому что ты тщеславен. Нет, не найдешь ты подходящей работы.
Через год царь опять оказался в тех же местах и нашел там того же кузнеца. Он был очень удивлен, когда обнаружил, что тот был счастлив, богат и всеми уважаем.
— Не тот ли ты человек, — спросил царь, — который был обижен на жизнь и сетовал на свое ремесло?
— Тот самый, о, великий царь. Я по-прежнему работаю кузнецом, но теперь меня уважают, работа приносит достаточно денег, и она мне нравится. Теперь я счастлив! И это ты показал мне причины моих несчастий: они во мне и я их увидел. Благодарю тебя, государь!

 

Шкатулка

Один человек пришел к учителю в поисках ответа на вопрос: как ему жить и что делать. Учитель подал ему шкатулку изумительной работы и сказал:
— Возьми эту шкатулку и поставь ее дома на видное место. Это все, что тебе нужно.
Человек вернулся домой и расположил шкатулку в комнате, как сказал учитель. Через некоторое время он почувствовал, что обстановка в комнате не гармонирует со шкатулкой. Он переделал комнату. Потом человек увидел, что комната не соответствует общему стилю дома. Пришлось переделывать дом.
Подойдя к окну в новом доме, человек увидел, что город за окном не гармонирует ни с домом, ни с комнатой, ни со шкатулкой... Он понял учителя: невозможно переделать весь мир. Нужно внутри себя обрести покой и гармонию. Тогда преобразится и мир вокруг тебя.

 

Свой мир

У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.
— Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? — спросил юноша у старика.
— А какие люди жили в городе, который ты покинул? — спросил у него старик.
— Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
— Здесь ты, юноша, встретишь таких же.
Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:
— Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.
Старик ответил:
— Скажи, сынок, что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
— Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
— Здесь ты найдешь таких же.
Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:
— Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы...
— У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.

 

Что побеждает

Когда-то давно открыл старик своему внуку одну истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк — это зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк — мир, любовь, надежда, истина, доброта и верность.
Внук задумался над словами деда.
— А какой волк побеждает? — спросил он.
Старик улыбнулся и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Увижу радугу

Как-то много дней подряд шел проливной дождь. Жители в городе уже отчаялись дождаться хорошей погоды. Всем надоела сырость, слякоть и лужи на улицах. Люди, прикрывшись зонтиками, ходили понурые, невеселые.
Только один старик, живший на окраине города, казалось, был рад дождю. Один человек спросил у него:
— Как тебе удается при такой хмурой погоде сохранять веселое расположение духа?
Старик рассмеялся:
— А что ты видишь вокруг себя?
— Вижу тучи, дождь и лужи, что же еще? А ты что видишь?
— Между каплями дождя я вижу чистый воздух, между лужами — сухую землю, а между тучами — голубое небо. А когда выглянет солнце, я увижу радугу! — сказал старик и, улыбаясь чему-то своему, пошел дальше.

 

Я вижу небо

В одной больничной палате лежали два тяжелобольных человека. Первый лежал у окна, а другой — около двери.
— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, кому выпало лежать у двери.
— О, — оживился первый, — я вижу небо, облака, озеро и лес вдалеке...
Так каждый день один рассказывал другому о том, что происходит за окном. О нарядно одетых людях, гуляющих по берегу; о рыбаках в лодке, тянущих свои огромные сети с богатым уловом; об играющих детях; о двух влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
«Это несправедливо, — злился больной у двери. — Он любуется видом из окна, а я вижу только дверь с облупившейся краской».
Но однажды больной у окна затих на своей постели... Когда его унесли, его сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра помогла больному устроиться на кровати и, убедившись, что тому удобно, направилась к двери. Вдруг удивленный возглас остановил ее:
— Как же так? Из этого окна видна только глухая серая стена! Но мой сосед рассказывал мне, что видит лес, озеро, облака, людей... Как же он мог все видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
— Он вообще ничего не мог видеть: ваш сосед был слепым...
— Но зачем же он...
— Я думаю, он просто хотел вас немного приободрить.

 

Дорожка к дому

Жили два соседа. Однажды зимой выпало много снега, и один из соседей вышел расчистить дорожку перед своим домом. Посмотрел он во двор соседа: а там дорожка уже протоптана.
На следующее утро опять снегу намело. И опять первый сосед с лопатой принялся за работу. Глядь: а у дома соседа ровная дорожка.
На третий день снегу выпало по колено. Первый сосед встал пораньше, вышел на улицу... И опять диву дался: у соседа уже есть дорожка к дому!
В тот же день соседи случайно встретились на улице. Первый сосед и спрашивает:
— Когда же ты успеваешь снег перед домом убирать?
Его сосед рассмеялся:
— Да я его и не убираю никогда, это ко мне друзья ходят.

 

В царском саду

В одной стране правил могущественный царь. Однажды он вышел в сад и обнаружил, что деревья, кусты и цветы засыхают. Дуб сказал, что умирает, потому что не может быть таким же высоким, как сосна. Сосна засыхала от обиды, что не может родить виноград. А виноград, понял царь, терял силы, оттого что не мог цвести, как роза.
Лишь жимолость цвела и благоухала.
— Может, и ты хочешь быть похожей на кого-то? — спросил у нее царь.
И услышал в ответ:
— Когда ты сажал меня, то хотел, чтобы из семени выросла жимолость. Хотел бы вырастить дуб, виноград или розу, их бы и посадил. Вот я и решила: раз уж не могу быть ничем иным, как жимолостью, то постараюсь быть лучшей жимолостью на свете.

 

Шрамы на сердце

Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, подал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.
В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.
Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.
— Теперь, — сказал отец, — каждый раз, когда сдержишь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.
Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал:
— Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, — в его душе останется шрам...

 

Бог сказал «нет»

Я просил Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:
— Нет! Гордыню не забирают, от нее отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:
— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.
Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:
— Нет! Дается благословение, и только от тебя зависит, будешь ли ты счастлив или нет.
Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал:
— Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.
Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.
Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня.
— Теперь ты понял, о чем надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.
Я не получил ничего из того, что хотел, но получил все, что мне было нужно!

 

Верьте, как дети

Однажды выдалось такое жаркое лето, что земля потрескалась от засухи и гибло все живое вокруг. Как-то утром городской священник созвал горожан помолиться о дожде. Один ребенок пришел с зонтиком. И все стали над ним смеяться.
— Зачем ты принес зонтик? — спрашивали его. — Дождя-то не будет.
Ребенок ответил:
— А я думал, что, если мы помолимся, дождь пойдет.

 

Песок и камень

Шли через пустыню два друга. О чем-то заспорили, и один, не сдержавшись, дал пощечину другому. Последний, ни слова не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Скоро друзья вышли к оазису. Утолив жажду, они решили искупаться в источнике. Тот, который получил пощечину, вдруг стал тонуть, и друг пришел ему на помощь. Очнувшись, спасенный высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который сначала дал пощечину, а потом спас своего друга, спросил его:
— Почему, когда я обидел тебя, ты написал на песке, а теперь пишешь на камне?
Друг ответил:
— Я пишу свои обиды на песке, чтобы ветер мог стереть их. Когда кто-то делает хорошее, я высекаю мою радость на камне. Чтобы даже время не могло ее стереть.

 

Предназначение

Жил-был карандашных дел мастер. Он был мудрый человек, и каждый карандаш, сделанный его руками, отправляясь в мир, получал от него напутствие.
— Ты станешь лучшим карандашом, каким только можешь быть, но не забывай следующее. Ты многое можешь сделать, если позволишь кому-то держать тебя в своих руках. Тебе будет больно, когда тебя обтачивают, но это необходимо, чтобы стать лучшим. У тебя будет возможность исправлять свои ошибки — используй ее. Помни, что самое важное в тебе находится у тебя внутри.
А главное: где бы тебя не использовали, сколько бы ты не потратил сил, продолжай писать.

 

Скупость

Спросил один человек у старца Амвросия:
— Что мне делать? Скуплюсь я, отче.
— Начни отдавать сначала то, что тебе не нужно. Потом будешь в состоянии давать больше, даже лишив себя нужного. И придет день, когда ты будешь готов отдать все, что имеешь, — ответил старец и рассказал такую притчу.
Один странник пришел в деревню и стал просить милостыню. Сначала он обратился к скупой женщине — и та отдала ему старый платок. Другая не пожалела для странника много хороших вещей.
Только ушел он от них, как вспыхнул пожар, и все сгорело. Странник поспешил вернуться и отдал погорельцам все, что получил: той, что много дала, много и вернул, а скупой отдал только ее рваный платок.

 

Трудись каждый день

Один монах, подвергшись искушению, оставил исполнение монашеского правила. Он говорил сам себе:
— Когда же я стану таким, как прежде? — но не находил в себе сил, чтоб заново начать монашеский подвиг. Старец, выслушав брата, рассказал ему притчу.
Была у человека земля. И послал он сына обработать ее.
Сын пошел. Когда он обозрел поле, то пал духом, и сказал сам себе:
— Нескоро я очищу землю...
С этими словами он лег на землю и предался сну; так поступал он в течение многих дней. Однажды отец пришел посмотреть на работу сына. Увидев, что ничего не сделано, он сказал ему:
— Почему ты до сих пор ничего не сделал?
Юноша отвечал отцу:
— Я пришел было на работу, но, увидев, сколько предстоит сделать, смутился, лег на землю и уснул.
— Сын, — сказал ему отец, — если бы ты каждый день обрабатывал такое пространство земли, какое занимаешь, лежа на ней, то твоя работа уже подходила бы к концу.
Услышав это, юноша поступил, как сказал ему отец, и в короткое время поле было очищено и обработано.
— Так и ты, брат, мало-помалу входи в подвиг и не унывай, а Бог благодатью Своею возведет тебя в прежнее состояние твое.
Брат ушел и поступал так, как научил его старец. Так он обрел душевный мир.

 

Любовь — мiрское дело?

Один искатель пришел к старцу и сказал:
— Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне!
Тот внимательно посмотрел на него и спросил:
— Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь?
Гость ответил:
— Я не интересуюсь мiрскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к Богу!
— Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или хотя бы кого-нибудь?
— Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мiрянин. Я — человек, желающий познать Бога. Все остальное меня не интересует.
Глаза старца наполнились глубокой грустью, и он ответил искателю:
— Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это действительно, по-настоящему любить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую.

 

Встань и иди!

Брат сказал авве Сисою: «Авва! Что делать мне? Я пал».
Старец отвечал: «Встань».
Брат сказал: «Я встал и опять пал».
Старец отвечал: «Снова встань».
Брат: «Как долго мне вставать и падать?»
Старец отвечал: «До кончины твоей».

 

Жизнь — тайна

Однажды в дом богатой семьи постучали ангелы-путники и попросились на ночлег. Путников пустили в дом, но место для ночлега отвели в холодном подвале. Укладываясь спать, старший ангел заметил дыру в стене и заделал ее. На вопрос младшего ангела «Почему?» старший ангел ответил:
— Не все является таким, каким кажется.
Следующая ночь застала ангелов у дома бедных, но гостеприимных людей. Хозяин и его жена разделили с путниками скромный ужин и предоставили им для отдыха свою постель.
На следующее утро, проснувшись, ангелы увидели, что хозяин и его жена плачут. Пала их единственная кормилица — корова.
Младший ангел спросил старшего:
— Почему ты помог той семье, у которой было все, и позволил, чтобы умерла корова у бедняков, готовых поделиться всем?
— Не все является таким, каким кажется, — снова ответил старший ангел. — В богатом доме в стене подвала был спрятан клад. Я не хотел, чтобы они нашли клад, вот и починил стену. Когда на следующую ночь мы спали в доме бедняка, пришел ангел смерти за его женой. Всю ночь я молил оставить ее в живых. Но коровой пришлось пожертвовать.

 

И труд, и молитва

Однажды путник подошел к берегу реки и попросил рыбака перевезти его на другой берег. У рыбака на одном весле было написано «трудись», а на другом — «молись».
— Трудиться — это я понимаю, — сказал путник, — но зачем молиться?
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись».
Он стал грести одним веслом, и лодка закружилась на месте...

 

Пропасть

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошел дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый же человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

 

Семена

Всевышний дал людям семена и велел ухаживать за ними, чтобы выросли плоды и цветы. Люди выполняли все, что было велено, и радовались выросшим плодам и цветам, но, к их удивлению, из некоторых семян вырастали сорняки. И тогда люди возроптали:
— Господи, разве ж мы не поливали ростки, разве ж мы не удобряли почву, разве ж мы не согревали ростки зимой и не оберегали их от палящего солнца? Почему же из некоторых выросли сорняки, никчемные и засоряющие сады?
И разгневался Всевышний на род людской за такие слова и сказал человеку:
— Тебе не дано знать о моих планах! Помни, это не твои семена, это мои семена! Твое дело только их поливать и удобрять. Если ты не будешь их поливать, я пролью дождь на них, если ты откажешься за ними ухаживать, я научу их обходиться без удобрений. А сейчас иди и делай, что велено, и не жди благодарности за свой труд.

 

 

Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму»